Пока уровень цен на прилавках не дает оснований для снижения ключевой ставки на заседании совета директоров Центробанка 14 февраля. Между тем ряд крупных российских кредитных организаций уже стал потихонечку уменьшать проценты по депозитам. Это следует воспринимать как сигнал о том, что инфляционные процессы в стране начинают вести себя более сдержанно. Следом за этим можно ожидать и падения ставок по кредитам. Вполне возможно, что уже в марте и ключевая ставка пойдет на снижение. Об этом на «Финансовых средах» в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
- На заседании совета директоров Центробанка 14 февраля будут принимать решение по ключевой ставке. Каковы ваши прогнозы: повысят, понизят или оставят на прежнем уровне?
- Мой прогноз: ключевая ставка останется на том же уровне, на котором сейчас находится, — 21 процент. Это довольно высокий показатель, и он связан с уровнем инфляции, который мы в последнее время наблюдали. Хотя, по данным ЦБ, рост инфляции несколько замедлился. За последнюю неделю показатель составил 0,16 процента, неделей раньше инфляция была больше — 0,22 процента. То есть тенденция к снижению. Она связана с действиями ЦБ, а именно с прошлым повышением ключевой ставки, сдерживанием аппетитов банков по активному кредитованию прежде всего закредитованной части нашего общества. Естественно, это будет влиять на инфляционный процесс. Чем меньше денег предлагается в экономику, тем меньше спрос на товары. Чем меньше спрос на товары, тем меньше растет их цена. Плюс дефицит бюджета зафиксирован в размере 0,5 процента ВВП. Правительство эту норму пока выдерживает. Это важно, ведь дефицит бюджета тоже влияет на инфляционные процессы.
- Когда стоит ждать снижения ключевой ставки?
- Надеюсь, что на следующем заседании в марте Центробанк может потихонечку начать процесс. Сигналом для этого являются действия кредитных организаций. Ведь они тоже изучают тенденции, которые складываются на рынке, исходя из этого, устанавливают свои ставки по кредитам и по депозитам, предлагаемым населению. Мы видим, что ряд крупных банков постепенно снижает проценты по депозитам. Это сигнал, что инфляционные процессы начинают вести себя более сдержанно. Следом за этим ставки по кредитам тоже должны будут снижаться.
- Госдума приняла, а Совет Федерации уже одобрил закон о периоде охлаждения по потребительским кредитам. Насколько важен документ для банковской системы и россиян?
- Главное, положение предложенных нами поправок заключается в том, что, если сумма кредита составляет от 50 до 200 тысяч рублей, то период охлаждения будет составлять 4 часа. По оценкам Центрального банка, этого времени зачастую достаточно для того, чтобы принять выверенное решение и уйти от этого внешнего влияния. Мы рассчитываем, что многие будут опираться на эту норму, вести себя более аккуратно с получением кредитов. При этом для кредитов от 200 тысяч рублей период охлаждения составит 48 часов. Плюс при выдаче кредита банки будут теперь опираться не только на паспортные данные, которые использовались при предоставлении финансовых услуг, но и на индивидуальный налоговый номер — ИНН. Еще мы прописали, что если у человека украли деньги со счета в банке, и банк или МФО не предприняли мер по противодействию мошенникам, то человек не будет выполнять свои финансовые обязательства перед банком или микрофинансовой организацией. И никакие проценты на те деньги, которые он якобы получил, не будут набегать.
- По части микрофинансовых организаций регуляторика также усиливается?
- Да. Ранее в МФО была возможность оформлять кредит на одно лицо, а деньги перечислялись на счет другого человека. Мы сейчас прямо в законе прописали норму, которая запрещает МФО такие операции проводить.
- Много говорилось прежде об необходимости усиления ответственности для дропперов. Такие предложения были учтены?
- Мы установили запрет на то, чтобы так называемые дропперы, чьи счета использовались для прогонки украденных денег, получали новые платежные карты. По старым для них будет действовать сумма ограничения, которой они могут пользоваться в течение месяца. Эта сумма составляет 100 тысяч рублей. Хотел бы проинформировать, мы сейчас подготовили законопроект, и он в ближайшее время будет рассматриваться в Госдуме. Вводится и административная, и уголовная ответственность для этих дропперов. Соответственно, надо миллион раз подумать, стоит ли оказывать услуги финансовым мошенникам, которые, к сожалению, действуют на нашем рынке.
- Когда этот законопроект будет внесен в Госдуму?
- Мы рассчитываем, что уже в феврале он поступит в Госдуму. Естественно, мы его будем ускоренно принимать для того, чтобы в марте определиться и с этим законодательным решением. И для того, чтобы дать сигнал тем, кто склонен к недобросовестным операциям: имейте в виду, за все придется отвечать.
- Банки готовы технически ко всем этим нововведениям?
- Закон предусматривает разные сроки вступления в силу тех или иных норм. На некоторые требуется больше времени, потому что они касаются технологических изменений всей системы работы кредитных и микрофинансовых организаций. К примеру, одна из важнейших норм, которая позволит, на мой взгляд, многих и многих наших граждан защитить, касающаяся тех самых дропперов, начнет действовать через 90 дней после вступления закона в силу.