Отечественные вузы все больше ориентируются на решение реальных задач

1 день назад 8

Наша страна движется по пути технологического развития. Во всех отраслях отечественной экономики создаются и внедряются инновационные продукты и современные технологии. Естественно, что для работы с ними необходимы высококвалифицированные кадры.

Отечественные вузы все больше ориентируются  на решение реальных задач

© Российская Газета

В мае 2023 года в России была утверждена Концепция технологического развития до 2030 года. Согласно этому документу, к указанному сроку наша страна должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой. А национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции, в частности микроэлектроники, высокоточных станков, роботов, авиакосмической техники, лекарств и медицинского оборудования, программного обеспечения и др. К 2030 году такая продукция должна удовлетворять внутренние потребности не менее чем на 75 процентов.

Очевидно, что для достижения намеченных целей необходимо иметь соответствующие кадры. В прошлом году по поручению правительства РФ российские вузы разрабатывали программы развития, учитывающие потребности рынка труда. Они предполагают, в частности, актуализацию образовательных траекторий, развитие взаимодействия с бизнесом и реальным сектором экономики, связь с наукой, вовлечение в нее студентов.

Например, в одном из столичных вузов совместно с ведущими предприятиями было разработано более 40 новых программ в таких областях, как цифровое производство новых материалов, экономика замкнутого цикла, цифровая лингвистика и др. По одному из направлений, в частности, готовят специалистов в области создания 3D-биопринтеров нового поколения.

Этот пример не единичный случай, он отражает тенденцию в системе высшего образования. "Создание образовательных программ, которые отвечают современным требованиям и готовят специалистов, способных не только адаптироваться к изменениям, но и быть драйверами инноваций - стратегически важная задача на сегодняшний день", - уверена первый проректор Института международных экономических связей Елена Богомолова.

Сегодня в период стремительных изменений, когда технологии устаревают буквально за год-два, а на их место приходят новые, необходима трансформация привычной модели образования. Учить по-старому, когда студент на протяжении пяти лет получает исключительно теоретические знания, - фатальная ошибка, уверены эксперты.

"Чтобы избежать ситуации, при которой знания студентов успевают устареть еще до окончания их обучения, университеты и колледжи должны оперативно реагировать на изменения в технологиях и постоянно поддерживать связь с реальным сектором, - уверен директор Московского международного салона образования (ММСО) Максим Казарновский. - Для этого нужно тесно взаимодействовать с компаниями в индустрии, обновлять учебные планы, вовлекать работодателей в подготовку образовательного контента и активно использовать практикоориентированные подходы, включая стажировки и проекты с реальными заказчиками в вузах и колледжах".

Сегодня во многих российских вузах активно ведется именно такая работа. Студенты вовлекаются в решение реальных задач уже во время учебы. Это позволяет не только закрепить полученные знания, что называется "в поле", но и получить профессиональный опыт.

Сегодня многие вузы привлекают к разработке образовательных программ будущих работодателей

"Тесная связь с индустрией позволяет интегрировать практические навыки в учебный процесс и гарантировать, что выпускники обладают нужными знаниями, - подтверждает Елена Богомолова. - Поэтому мы активно сотрудничаем с предприятиями, чтобы студенты могли применять свои знания в реальных условиях. Образовательные программы включают обязательные практические модули, где студенты работают над решением задач, актуальных для бизнеса и государственного сектора. Это позволяет им не только получить опыт, но и сформировать профессиональные компетенции, необходимые для успешной карьеры".

При этом эксперты отмечают, что в погоне за актуальными знаниями важно не упустить и фундаментальные. Без них новоиспеченный специалист рискует через пару-тройку лет оказаться невостребованным.

"Не все новейшие технологии приживаются и остаются с нами надолго, - обращает внимание член правления и основатель Академии ИТ-менеджмента IPWK Алексей Карпунин. - И насколько стремительно они появляются, настолько же стремительно и теряют свою актуальность. Поэтому, когда молодой специалист начинает изучать очередную "хайповую" технологию, он всегда должен помнить, что, скорее всего, через год на нее вообще не будет спроса. Специалист же с классическим инженерным образованием, глубокими теоретическими знаниями и пониманием фундаментальных основ всегда будет более востребован, чем тот, кто интересуется лишь инновациями, но не имеет прочной базы".

Несмотря на текущую трансформацию высших учебных заведений, стремящихся подстраиваться под меняющиеся реалии, снабдить студента знаниями и навыками, которые будут актуальны на протяжении всего карьерного пути, невозможно. Учиться и актуализировать свой багаж знаний придется на протяжении всей жизни.

"Сейчас крайне важно поддержать дополнительное профессиональное образование, программы переподготовки и повышения квалификации, - считает директор по инновациям "Меркатор Холдинг" Павел Теплов. - Это невозможно без тесного взаимодействия работодателей и образовательных учреждений. Нужна гибкая система, способная быстро адаптировать программы подготовки под запросы отраслевиков, внедряющих новые решения либо модернизирующих производство. Появляется новая техника, растет роль информационных систем, в том числе с применением ИИ. Все это крайне сложно внедрять без грамотных специалистов на местах, которых надо не менять, а переучивать".

Мнение

Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

- Чтобы сегодня определиться, как и в каком объеме готовить кадры для обеспечения технологического суверенитета, необходимо понимать, в каком направлении мы движемся и какое будущее мы хотим построить. У нас есть прогноз научно-технологического развития до 2030 года. Он входит в топ-5 мировых прогнозов и признан ОЭСР как один из ведущих мировых документов. Однако он был утвержден в 2014 году и заканчивается через 5 лет. Сейчас нам необходим прогноз хотя бы до 2050 года. Видя горизонт развития экономики, общества, науки на ближайшие 25-30 лет, мы сможем более обоснованно определять, какие кадры, с какими компетенциями и в каком объеме нам нужно готовить.

Прочитать статью целиком