13 февраля в онлайн-кинотеатре Okko стали доступны для просмотра первые эпизоды сериала «Аутсорс», снятого по повести Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера». В центре внимания авторов ленты — тема смертной казни в России. Действие картины, режиссёром которой выступил Душан Глигоров, разворачивается в середине 1990-х. Согласно сюжету, сотрудники тюрьмы предлагают людям лично расправиться с приговорёнными к смерти убийцами их родных. В главных ролях — Иван Янковский, Эльдар Калимулин и Данил Стеклов.
13 февраля в онлайн-кинотеатре Okko состоялась премьера российского сериала «Аутсорс». Действие ленты, центральной темой которой стала смертная казнь, разворачивается незадолго до введения в России соответствующего моратория.
В ролях — Иван Янковский, Эльдар Калимулин, Данил Стеклов, Леонид Тележинский, Дмитрий Сумин, Мила Ершова, Даша Кортелёва, Карина Александрова, Дарья Савельева и другие. Режиссёром выступил Душан Глигоров («Трасса», «Химера»). Оператор — Батыр Моргачёв, работавший с Глигоровым в ряде проектов.
В основу сценария легла повесть Дениса Драгунского «Дочь военного пенсионера» — для экрана её адаптировала Анна Козлова. По сюжету в тюрьме особого назначения появляется новый надзиратель Константин Волков (Янковский). Он ставит под сомнение заведённые порядки — как в учреждении, так и в маленьком камчатском городке, где оно находится. Герой декларирует гуманистические идеи, в то же время не гнушаясь самосудом.
Однажды к Волкову и его сотруднику обращается отец жертвы маньяка. Достоверно известно, что преступника после урегулирования ряда формальностей ожидает смертная казнь, и пострадавший предлагает надзирателям крупную сумму денег, чтобы самому расправиться с убийцей лично.
Это подталкивает Волкова к мысли о том, чтобы создать «бизнес» по продаже родным жертв убийц права лично привести в исполнение смертный приговор.
- Эльдар Калимулин, Дмитрий Сумин, Леонид Тележинский, Данил Стеклов и Иван Янковский в сериале «Аутсорс»
- © Кадр из сериала «Аутсорс»
Значительная часть экранного времени также посвящена обстоятельствам жизни героев — Волкова и других надзирателей (Калимулин, Стеклов), врача (Тележинский), прокурора (Сумин) — и их близких. Каждый из них — в непростой ситуации, обусловленной в том числе историческим контекстом середины 1990-х.
В диалогах героев затрагиваются проблемы морали, нравственности и этики: они касаются не только смертной казни, но и таких явлений, как самосуд, насилие или супружеская измена.
На фестивале онлайн-кинотеатров «Новый сезон» осенью 2024 года «Аутсорс» был признан самым ожидаемым сериалом.
Резонансная тема
Напомним, в России мораторий на высшую меру наказания был введён в мае 1996 года — после того, как страна вступила в Совет Европы. Это было обязательным условием для членства в этой организации. В 2009 году Конституционный суд России продлил запрет. В 2022-м Россия вышла из Совета Европы, а после теракта в «Крокус Сити Холле» в Госдуме обсуждалось возвращение высшей меры наказания.
Сериал «Аутсорс», затронувший резонансную тему, вызвал отклик во властных кругах. Так, в Совете при президенте РФ по правам человека заявили, что не видят оснований для запрета показа.
«Нам в принципе не нужно указывать режиссёрам, что снимать, а что нет. Интерес к этой теме или его отсутствие определит то, будет ли сериал популярен», — указала в интервью НСН член Совета Ева Меркачёва.
- Эльдар Калимулин и Иван Янковский в сериале «Аутсорс»
- © Кадр из сериала «Аутсорс»
В свою очередь, режиссёр Душан Глигоров обратил внимание на то, что тюрьма, где приводят в исполнение смертельные приговоры, служит лишь фоном для ключевых событий.
«Он (сериал. — RT) не совсем про смертную казнь, а, скорее, про людей и про их заботы, тревоги, размышления об экзистенциальных вопросах и о том, что такое хорошо, что такое плохо», — подчеркнул Глигоров в интервью НСН.
Режиссёр также назвал себя «сторонником гуманистических принципов».
«Я за то, чтобы давать человеку второй шанс. Мне кажется, что человеку не дано решать, у кого отобрать жизнь, а кому оставить», — говорит Глигоров.
Высшая мера в кинематографе
Стоит отметить, что тема смертной казни неоднократно освещалась в кинематографе. Авторы «Аутсорса» признаются, что вдохновлялись лентой польского режиссёра Кшиштофа Кесьлёвского «Короткий фильм об убийстве».
Также по теме
«Серия жестоких убийств»: 435 лет назад в Германии казнили «бедбургского оборотня»
435 лет назад произошла одна из самых известных казней человека, обвинённого в том, что он был оборотнем. В немецком городе Бедбург...
В числе других проектов, затрагивающих этот непростой вопрос, — «Зелёная миля» Фрэнка Дарбонта по роману Стивена Кинга, четырежды номинированная на «Оскар».
Смертная казнь также лежит в основе сюжета ленты Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин». Фильм вышел в 1957 году, по нему было снято несколько ремейками — в их числе «12» российского мэтра Никиты Михалкова.
Тему высшей меры наказания поднимает и Алан Паркер в своей работе «Жизнь Дэвида Гейла» с Кевином Спейси. Картина была номинирована на главную награду Берлинского кинофестиваля.
К проблематике, связанной со смертной казнью, также обращались Ларс Фон Триер («Танцующая в темноте»), братья Коэны («Человек, которого не было»), Дэвид Линч («Шоссе в никуда»), Алексей Балабанов («Груз 200»).