Курьерский голод: чем чреват взрывной рост спроса на персонал в сфере доставки?

10 часов назад 8

Динамика зарплат

 чем чреват взрывной рост спроса на персонал в сфере доставки?

© ТАСС

Средняя зарплата россиян составила, по последним данным Росстата, за ноябрь прошлого года 86,4 тыс. руб. За четыре года показатель увеличился примерно на 75%. Зарплаты столичных курьеров за этот же период выросли на 100%. Таковы результаты исследования сервиса по поиску работы SuperJob, проведенного по запросу ТАСС.

Согласно другим данным, которые приводит РБК со ссылкой на результаты совместного исследования платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и ПЭК, медианная зарплата курьеров по состоянию на ноябрь 2024 года составила 115,6 тыс. руб. в месяц. Врачи тем временем в среднем получали 88,4 тыс. руб., учителя — 47 тыс. руб., дизайнеры — 70 тыс. руб., бухгалтеры — 62,3 тыс. руб., журналисты — 50,4 тыс. руб.

При этом надо учитывать, что зарплаты в доставке неравномерны и зависят от нагрузки и количества заказов. В новогодний период, когда число заказов резко возрастает, доходы в доставке также ощутимо увеличиваются. Как рассказал ТАСС автомобильный курьер одной из московских служб доставки, его доход за декабрь превысил 200 тыс. руб. И если опираться на фундаментальный закон экономики — баланса спроса и предложения, — в обозримой перспективе зарплаты курьеров продолжат расти, поскольку сервисы доставки испытывают дефицит кадров. К слову, за прошлый год число курьерских вакансий выросло примерно на треть.

Отток кадров

На сегодняшний день уже около 1,5 млн человек работают в России курьерами, и в силу развития электронной торговли приток кадров в эту сферу продолжается, что, по мнению ряда экспертов, представляет угрозу для экономики страны. Внимание на это, в частности, обратил в конце минувшего года директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов. Сервисы доставки, по его словам, "оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики, столь дефицитный ресурс, как трудовые силы".

С этим согласен и глава сервиса SuperJob Алексей Захаров. "Кадры либо утекают, либо в реальный сектор не приходит перспективная молодежь. При этом утекают не только неквалифицированные кадры, но и "мозги", потому что люди не хотят работать учителями и токарями за 30–70 тыс. руб., если можно получать 150 тыс. руб. Престиж многих профессий уничтожен", — заявил он ТАСС. Бенефициарами в сложившейся ситуации, по его мнению, являются предприниматели, сделавшие ставку на развитие бизнеса в сфере услуг, и недружественные страны, заинтересованные в технологическом, экономическом и интеллектуальном отставании России.

Угроза городской инфраструктуре

Один из критически важных, страдающих сегментов экономики — жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Особенно заметен дефицит кадров в этой сфере стал с наступлением зимнего периода — банально убирать улицы от снега становится некому. "Москва сталкивается с острой проблемой оттока кадров из сферы ЖКХ. Дворники, слесари и другие специалисты все чаще выбирают работу курьером, привлеченные более высокой заработной платой и гибким графиком", — подтвердила ТАСС замдиректора управляющей компании (УК) "Краун Эксплуатация Премиум" Ольга Яковлева. По ее словам, если ситуация не изменится, в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего ухудшения состояния городских объектов и инфраструктуры.

Массово уходят из системы ЖКХ не только дворники, но и квалифицированные кадры. "Часто слышим, что вместо того, чтобы работать с сантехникой, можно зарабатывать в своем графике в доставке", — рассказал ТАСС гендиректор УК "Новгородская" Сергей Могилевец.

Позитивных изменений в отрасли не ждут, поскольку она не в состоянии конкурировать с сервисами доставки по уровню зарплат и условиям работы. "В большинстве объектов в нашем портфеле тарифы не менялись с 2018 года. С учетом инфляции и роста зарплат в доставке, а также изменений в налогообложении это становится еще сложнее", — добавил генеральный директор УК "Управление комфортом" Магомед Рамазанов.

Всему виной самозанятость?

Предлагать потенциальным сотрудникам более конкурентные зарплаты, чем в других отраслях, сфере услуг и, в частности, службам доставки помогает налоговый режим самозанятых. Само понятие "самозанятость" появилось в российском законодательстве в 2017 году. В полную силу режим начал работать с 2020 года. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), по итогам 2024 года в России насчитывалось 12,2 млн. самозанятых. В результате налоговых льгот, которые распространяются на этот вид работников, российский бюджет, по оценке Алексея Захарова, теряет 3–4 трлн. руб. в год. 

По его мнению, чтобы навести порядок в сфере услуг и остановить отток кадров из реального сектора, необходимо как максимум полностью отменить режим самозанятости, как минимум — провести его тщательную перенастройку. Свою изначальную задачу — борьбы с теневой занятостью, — по словам Захарова, режим не выполнил, поскольку "домашние парикмахеры как получали кеш за свои услуги, так и получают". Зато до "экономического абсурда" разрослась сфера услуг. 

"ФНС ничего сделать не может, потому что является исполнителем — как ей сказали налоги собирать, так она и собирает. Но о проблеме там знают — я могу это утверждать, поскольку общаюсь с налоговиками на самом высоком уровне. Пытаются ли они открывать на это глаза? Пытаются. Рано или поздно чего-то добьются. Все назрело для того, чтобы выдвигать инициативу", — говорит глава SuperJob. Он также признает, что противостояние со стороны сферы услуг будет нешуточным, поскольку лобби в этой отрасли достаточно сильно.

Отрегулирует ли рынок сам себя

Впрочем, существует и альтернативное мнение, согласно которому государству не следует вмешиваться в рыночные процессы. Управляющий партнер Retail4You Сергей Лищук со скепсисом относится к тезису о том, что учителя идут работать в доставку, а значит, из системы образования утекают ценные кадры. По его мнению, это непересекающиеся профессии, и курьеры при всем желании властей не смогут покрыть дефицит школьных работников.

В то же время, как утверждает он, вмешательство регуляторов в сегмент доставки может приостановить естественный ход его развития. "Мы присутствуем при создании нового стандарта жизни, когда покупателю доступны миллионы товаров. Раньше, чтобы купить гаечку к сломанному пылесосу, надо было обегать десятки мест, чтобы ее найти. Сейчас это за минуты делается онлайн, и служба доставки привозит нужную деталь на дом", — высказал эксперт свое мнение ТАСС.

Сергей Лищук согласен с тем, что не все курьерские службы работают корректно, однако это, на его взгляд, нормально на этапе развития новой отрасли. "Рынок сам ищет баланс и определяет сумму, которая является достойной компенсацией за физически сложный труд курьера. Доставка — это элемент новой экономики. Когда чиновники начинают вмешиваться в новые формы экономической жизни, все сводится к административным директивам. Ради новых ценностей, которые создают эти проекты, стоит потерпеть период бурного роста рынка доставки. Поверьте, рынок сам себя отрегулирует", — заключает он.

Евлалия Самедова

Прочитать статью целиком