Индекс PMI обрабатывающих отраслей России в январе вырос до 53,1 пункта против 50,8 в декабре, показало исследование S&P Global. Январские темпы роста в секторе оказались самыми быстрыми с июля 2024 года на фоне улучшившихся условий спроса и возросших объемов новых заказов.
«Бизнес FM» поговорила с производителями о том, как они сейчас оценивают собственную деловую активность, выросли ли издержки?
Управляющий партнер производственной компании FORTfood Михаил Бодухин:
— У нас январь к январю рост производства 20 с лишним процентов. Мы сократили количество рабочих мест за счет повышения производительности труда, и меньшим количеством рабочих выполняем больший объем производства. Рост клиентской базы, все достаточно благополучно. Есть небольшой рост стоимости сырья, но он носит сезонный характер, в декабре повышение, в январе снижение. Поэтому мы сейчас не корректируем конечную цену на продукцию и в принципе работаем стабильно. Это наша индивидуальная ситуация, я тут не могу сказать за всю отрасль.
— А по поводу издержек?
— Кредитную нагрузку снизили практически в шесть раз, то есть оставшиеся кредиты не влияют на наш объем прибыли, здесь тоже все благополучно. Потому что мы сознательно шли целый год к тому, чтобы отдать все кредиты, которые давили бы на прибыль. Реально мои планы на этот год были гораздо хуже, чем сейчас январь. План от факта отличается в худшую сторону на 10%, то есть это даже для меня неожиданность.
***
Основатель, гендиректор «Мануфактуры Малюгина» Александр Малюгин:
«Наша собственная деловая активность стабильно высокая, и стабильно нам требуется больше мощностей. В этом году мы наметили строительство новой фабрики в нашем городе. Это говорит о том, что активность заставляет нас это делать. Но трудно оценивать общую тенденцию по себе самому, мы все-таки работаем в определенной нише, но статистика — дело туманное. Издержки растут, но в то же время растет и активность, поэтому мы сейчас нацеливаемся не на то, чтобы сокращать эти издержки, правильно строить работу, правильно расставить приоритеты. Для этого прилагаем усилия, изучаем передовые методологии повышения производительности труда, поэтому меня рост издержек не удивляет, все причины в росте. У нас спрос превышает наше предложение. Из всех проблем, которые вы сейчас услышите от производственников, — это нехватка специалистов, надо повышать уровень специалистов, нехватка рабочих рук. Есть сложности, связанные с закупкой сырья, оборудования, но в основном все преодолимо. Строительство большого производства невозможно без кредитования, с этим есть сложности. Однако есть и программы поддержки кредитования, тоже со сложностями, но мы ими пользуемся. И тут тоже есть выходы. В итоге получается парадоксальная картина, что Центробанк создает трудности, а потом правительство эти трудности преодолевает вместе с нами».
***
Директор по развитию бизнеса «Мастерская Олеси Мустаевой», производитель косметики Роман Варлов:
«Мы относимся к химической отрасли, в частности, косметическое производство. Наша ситуация соответствует развитию химической отрасли. В первом квартале 2025 года мы активны в направлении запуска СТМ, выходим на новые рынке, в частности, HoReCa, уходовые средства в гостиничный номерной фонд. Уже не первый год выходим на рынки Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива, к сожалению, это не быстрый процесс. Спрос уверенно-стабилен, есть рост в корпоративном направлении. Издержки выросли: аренда, заработная плата, валютный курс, который формирует стоимость сырья. 90% — это импорт, а то, что касаемо упаковки, ситуация ровно наоборот, около 90% это все-таки российская упаковка, и мы работаем в этом направлении. Проблема существует довольно-таки давно, мы растим свои кадры. 50% сейчас в косметике — это импортные бренды, 50% российские бренды. Замещение произошло, но не сильно. В данной ситуации нужно работать, работать и работать, чтобы достигать тех целей, которые ранее достигались меньшими усилиями, нежели нужно сейчас приложить».
Значение показателя выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, ниже этого уровня — на ее снижение.