Мировые эксперты градостроительства советуют жителям республики самим решать, какими будут их города
"Вы каким хотите видеть Татарстан через 10-20 лет? Это важно!", обращался к аудитории в Казани один из самых влиятельных урбанистов мира Гил Пеньялоса. Выступая на международном форуме "Казаныш", он и другие спикеры сессии обсудили, как повысить инвестиционную привлекательность республики за счет эффективной градостроительной политики. Успешный опыт других мегаполисов привела глава АИР РТ Талия Минуллина. Что общего у Копенгагена, Мельбурна или Токио с городами Татарстана и чего пока не хватает — в материале "Реального времени".
Инвестор не будет инвестировать в территорию, которую не знает
Татарстан впервые получил свыше 1 трлн рублей внебюджетных инвестиций в минувшем году. Эта рекордная цифра во многом связана с эффективностью градостроительной политики, подчеркнула модератор встречи, глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина:
— Важно то, что инвестор перед принятием решения никогда не будет инвестировать в территорию, которую не знает. Для начала ему нужно узнать, что это за город или что это за республика, страна. Часто те города, которые не имеют сильных мощных брендов, не так хороши в привлечении инвесторов, как всем известные и знаменитые.
Второй важный момент — комплексное развитие территорий в городе, куда приходит инвестор. "Если не будет рынка, правильной критической массы, на которой он сделает свой капитал, конечно, инвестировать он тоже откажется", убеждена глава АИР. По ее словам, здесь важно рациональное размещение объектов на территории, в том числе с целью повышения их капитализации:
— Все это приводит нас к тому, что работа с инвестициями — важная история градостроительной политики. Сегодня ее постулаты — это и комплексное планирование развития инфраструктуры, и экология, и инновации, и создание точек роста.
Как заработать на парках и мусоре
В пример привела несколько успешно развивающихся мегаполисов. В Сингапуре есть проект удачного синтеза коммерческой и общественной застройки с большими парковыми маршрутами протяженностью в 150 км. Копенгаген с его развитой транспортной сетью и велотрафиком лидирует в области устойчивой городской мобильности — здесь создали 600 км зелёных маршрутов, подсчитав, что стоимость 1 километра велодорожки окупается за 5 лет благодаря снижению затрат на здравоохранение, обслуживание дорог, улучшение экологии. "То есть уже есть экономические доказательства того, что зелёный транспорт выгоднее, чем обычный". В Австралии действует частный фонд устойчивого развития Мельбурна.
— Мы часто говорим, что это вопрос государства, туда очень много государственных инвестиций нужно. Но есть именно частный фонд, который научился зарабатывать на этом. Этот город переходит уже на 100% возобновляемые источники энергии для муниципальных нужд. У них солнечные электростанции мощностью 10 мегаватт обеспечивают энергией трамвайную сеть, — подчеркнула спикер.
Следующий пример — Стокгольм, где треть территории — зелёные насаждения, а целью ставят стать к 2040 году первым углеродно-нейтральным городом. Один из его районов уже сегодня получает 40% энергии за счет переработки мусора. В Токио, где очень сложная и развитая транспортная система, в ее управлении применяют технологии ИИ. Все эти примеры демонстрируют, как города могут успешно интегрировать экологическую практику в свое планирование и создавать благоприятную среду для жителей.
"Ни один консультант в мире не скажет, каким быть Татарстану"
Татарстан пока не входит в мировые учебники по экономическому развитию, но приложит усилия, чтобы появиться там, заверила глава АИР. Татарстан сегодня привлекает инвесторов хорошим балансом межэтнического и межконфессионального согласия, что тоже немаловажно для безопасности инвестиций. Наличием исторических территорий, включая объекты ЮНЕСКО, а также инновационных городов и новых пространств.
— Город — это в том числе про разнообразие и возможность выбора каждого. Если нет выбора, то это уже не инвестиционно привлекательная территория. Современные города уже больше не позиционируются, как просто территории. Это экосистемы, где продуманное планирование вместе технологиями обеспечивает очень серьёзный экономический рост. А самое главное — приводит к качеству жизни, — подчеркнула модератор встречи.
Татарстану, по ее словам, важно проложить свой путь развития, опираясь на мировой опыт — не копируя, а адаптируя его и привнося новое. Эту мысль развил Гил Пеньялоса (Канада/Колумбия) — мировой эксперт по созданию общественных пространств, президент "Gil Penalosa & Associates", председатель Института устойчивого развития городов Нормана Фостера. Он занимает 24 место в списке самых влиятельных урбанистов по версии независимого сообщества Planetizen в 2023г. Мировую известность получил после реализации программы по созданию и развитию более 200 парков в Боготе, благоустройства парков и модернизации городской среды в городах Европы и Америки. Спикер сформулировал три главные идеи, которые влияют на инвестиционную привлекательность городов и дал рекомендации, как развиваться Татарстану.
— Как вы хотите жить? Вот главный вопрос, самый главный. Хотите, чтобы дети ходили в школы — надо построить больше школ. Каким вы хотите видеть Татарстан в будущем? Ни один консультант в мире не скажет вам об этом. Москвич не скажет вам, как жить в Татарстане. Вы каким хотите видеть Татарстан через 10-20 лет? Это важно! — подчеркнул он.
"Нужны города для всех: от 8 до 80, от нуля до 100"
Второй важный фактор для развития города — мобильность его населения, считает эксперт. Здесь приоритетным направлением будет создание условий для пеших прогулок и велопрогулок. На втором месте — развитие общественного транспорта и только потом автомобили. По мнению спикера, проблему с пробками на дорогах можно решить, установив разные временные рабочие графики: если часть населения будет выезжать на работу к 8:00 утра, а другая — к 11:00:
— Единственный способ, как можно решить проблему пробок — это снизить использование частных автомобилей, чтобы все ваши базовые потребности закрывались в рамках 15 минут ходьбы — до работы, магазина.
Гость затронул еще один аспект — кадровый. Низкий уровень безработицы — это и хорошо, и плохо для города. При создании новых компаний, развитии производств специалистов не хватает. Но проблему можно решить, привлекая подростков на неполный рабочий день или инвалидов, адаптировав под них рабочие места.
— Насколько мне известно, пенсионный возраст у вас сейчас достаточно низкий. То есть люди могут работать еще где-то 5-10 лет. В других странах люди выходят на пенсию на 10 лет позже, чем в Татарстане. Они могут занять эти рабочие места, — указал Гил Пеньялоса.
Город должен быть привлекательным для всех, отметил он. В Татарстане ему понравились "прекрасные, замечательные парки". Повысить городскую активность можно при помощи различных фестивалей. Важно сделать мегаполис доступным и интересным для все, добавил эксперт: "Нам нужно прекратить строить города, которые подходят только для тридцатилетних. Нужны города для всех: от 8 до 80, от нуля до 100". Построив город, где все люди живут счастливой здоровой жизнью, вы будете привлекать и инвестиции, заключил он.
"Если не пересядем на общественный транспорт, город не поедет"
Сбалансированный подход в градостроительной политике — краеугольный камень успешного развития городов, отмечал и следующий спикер — Олег Григорьев, директор Института пространственного планирования РТ. Он рассказал, какой международный опыт был использован в планах по развитию Татарстана и как учитываются интересы частных инвесторов. Подробно остановился на вопросах разработки мастер-планов Казанской и Камской агломераций, вернувшись к теме транспортной проблемы городов:
— Почти 90 тысяч человек каждое утро двигается из пригородов в Казань по рабочим и другим целям — это утренний трафик. Как и многие институты, мы используем в своей работе всевозможные модели. Прежде всего, транспортную, которая посвящена в том числе и общественному транспорту. Как мы видим на этой модели, если мы не пересядем на общественный транспорт, не увеличим процент его использования хотя бы до 65%, у нас при любых транспортных решениях город не поедет, а пробки будут не истребимы.
Еще одна модель помогает решить вопрос сбалансированного размещения населения: мест проживания и мест приложения труда. При удачной реализации Казани удастся достичь если 15-минутной, то хотя бы 20-минутной пешей доступности для каждого жителя. Олег Григорьев рассказал и о работе с генеральными планами городов.
— Мы старательно готовим, выделяем площадки, которые могут развиваться только как производственные или как общественные площадки. Иногда безжалостно убиваем территории, которые в действующих документах предназначены для застройки, где по нашим расчётам она недопустима или допустима в гораздо меньшем объёме, — считает он.
В этом случае Институту приходится вносить изменения, градостроительную документацию по многим позициям, преследуя все ту же цель — сбалансированного развития города. В ходе сессии схожие мысли высказали и другие спикеры, приводя примеры устойчивого роста мегаполисов и повышения инвестиционной привлекательности.