В Госдуме рассказали, каким будет новый закон о науке

17 часов назад 7

В Госдуме идет разработка нового закона «О науке и государственной научно-технической политике», который будет стимулировать ее развитие, и позволит обеспечить стране технологическое лидерство. Зачем нужен новый закон и какие принципиальные изменения в нем будут, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.

В Госдуме рассказали, каким будет новый закон о науке

© Парламентская газета

Cергей Владимирович, в какой стадии законопроект и когда предположительно он будет внесен в Госдуму?

- При разработке закона предстоит решить немало задач, в том числе определить предмет его регулирования и место закона в соотношении с законами о промышленной и технологической политике. Важно закрепить эффективный механизм реализации конституционных норм о едином управлении научно-технологическим развитием во взаимосвязи с пространственным развитием страны, обеспечить социально ориентированный характер науки.

Подготовка законопроекта предположительно займет около года. За это время предстоит собрать и обобщить все предложения, обсудить их с экспертами, Российской академией наук, Комиссией по научно-технологическому развитию России, куда входят депутаты Госдумы, члены Правительства и руководители предприятий, в том числе на парламентских слушаниях, и закрепить все это в юридических нормах.

- Чего не хватает в действующем законе о науке 1996 года, зачем нужен новый закон?

- Любой закон необходим тогда, когда к нему взывают жизненные интересы и приоритеты государства и общества, а существующих правовых инструментов недостаточно или же они оказываются неспособны эти интересы и приоритеты удовлетворить. Обновление законодательства о науке продиктовано, во-первых, принципиальным изменением социально-экономических и геостратегических реалий со времени принятия действующего закона, во-вторых, целым рядом накопившихся проблем и дефектов, связанных с самим качеством, системностью правового регулирования в этой сфере.

Если раньше наука рассматривалась в основном как придаток промышленности, прежде всего сырьевой, то на современном этапе очевидно, что качество науки определяет качество государства, суверенитет и благополучие граждан. Можно сказать больше: нет науки — нет технологического базиса — нет будущего.

Столь существенное изменение обстановки требует не просто актуализации и адаптации правового регулирования, а перехода к новому уровню качества законодательства о науке, его систематизации и социальной ориентации. Важно обеспечить подходы и решения, которые бы максимально задействовали ресурсы права для стимулирования научного прогресса, устраняли регулятивные факторы его торможения.

- Закон — это, образно выражаясь, всего лишь оправа, сам он прорывных научных достижений не гарантирует.

- Конечно, право отнюдь не всесильно, его нормы не могут рождать научные прорывы, но право в тесном сопряжении — подчеркну это особо — с другими социальными регуляторами, прежде всего этического порядка, может и должно способствовать появлению, закреплению и развитию тех институтов, которые работают на достижение реально значимых научных результатов, а не только на успешную канцелярскую отчетность.

- Какие принципиальные изменения будут в новом законе?

- Новый закон о науке должен служить правовой основой патриотической мобилизации российской науки в интересах суверенного развития России и блага каждого гражданина. В этой связи нам предстоит решить следующие основные задачи:

последовательно раскрыть заложенные в обновленной Конституции РФ идеи, категории и институты, имеющие существенное значение для правового регулирования научной деятельности, включая прежде всего принцип социальной ориентации государственной научно-технической политики, а также такие понятия, как «научный потенциал Российской Федерации», «научно-технологическое развитие» (в том числе в соотношении с государственной политикой в области науки), уточнить юридические представления о научной деятельности в части соотношения в ней частных и публичных интересов. нужно четко зафиксировать особую роль науки, которая как социальный институт исторически формировалась в России не в противопоставлении (оппозиции) к государству, в качестве пространства частной автономии, а как элемент системы государственности (в широком смысле), для блага и пользы государства. соответствующих уточнений требует и статус Российской академии наук, частично они уже реализованы в других нормативных актах;

преодолеть нарастающую энтропию, утрату системности в правовом регулировании в сфере науки, обеспечить его согласованность с законодательным регулированием промышленной и технологической политики для создания эффективного правового механизма реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Отдельного внимания требует вопрос соотношения с финансовым регулированием, которое при всей важности не может превращаться в самоцель. В частности, долгосрочные параметры бюджетного финансирования науки должны быть закреплены на уровне закона; выработать действенный правовой механизм оценки эффективности (результативности) научной деятельности на основе качественной, экспертной оценки, дополняемой в разумно обоснованных пределах применением наукометрических инструментов, которые при этом должны быть построены на отечественной методологической и инфраструктурной базе. Нужно уходить от абсолютизации индикаторов публикационной активности, которые выливаются в «план по валу», ориентироваться там, где это разумно и обоснованно, на полученный научный результат, то есть, на социально-полезные идеи или разработки; уточнить правовой статус субъектов научной деятельности, включая права, обязанности, гарантии, меры поддержки, четко закрепить аспирантуру как институт подготовки научных кадров и, соответственно, усовершенствовать систему государственной научной аттестации, организация которой должна быть закреплена за Российской академией наук; отразить на законодательном уровне сложившиеся реалии и перспективные потребности, связанные с формированием и совершенствованием единого механизма управления научно-технологическим развитием, обеспечением разграничения полномочий и взаимодействия в целях такого развития различных уровней публичной власти, включая институты местного самоуправления, на началах компетенционной и ресурсной достаточности, повышением эффективности, координации существующих и созданием новых организационных и территориальных форм налаживания и поддержки научной деятельности, развитием инструментов взаимовыгодного сотрудничества между наукой и бизнесом.

Отдельно отмечу необходимость мер по защите и развитию русского языка как языка научного общения.

Прочитать статью целиком