Какие налоги не платят пенсионеры в 2026 году: список налоговых льгот
До 1 декабря россиянам надо оплатить ряд налогов, но есть исключение. Пенсионеры полностью или частично освобождены от транспортного, земельного и налога на имущество. Разбираемся в статье, при каких условиях действуют льготы
Какие налоги не платят пенсионеры
Налоги на имущество уплачивают не все категории налогоплательщиков. К льготникам относятся, в частности: пенсионеры, которые получают пенсию от государства, а также предпенсионеры — мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет (ранее возраст выхода на пенсию).
Пенсионеры и предпенсионеры полностью или частично освобождаются от уплаты следующих налогов:
на имущество — в отношении определенных видов недвижимости;
земельный — если площадь участка не более шести соток, в противном случае — налог начисляют на сумму превышения;
транспортный — льготы устанавливают местные власти на уровне региона: освобождаются полностью или на отдельные виды техники;
налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — не облагаются только пенсионные выплаты и пособия, на вклады и другие доходы налог уплачивается согласно прогрессивной шкале налогообложения.
Если пенсионер не подпадает под полное освобождение от уплаты налогов, то ему придет налоговое уведомление в этом году не позднее 10 октября в личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на «Госуслугах» или будет направлено по почте заказным письмом, если налогоплательщики не имеют доступа к этим сервисам. Срок уплаты налогов за 2025 год — до 1 декабря 2026 года.
Платят ли пенсионеры транспортный налог
Транспортный налог — это ежегодный обязательный платеж, который вносят владельцы зарегистрированных транспортных средств.
Льготы на транспортный налог устанавливают региональные власти. Если в собственности несколько транспортных средств, подпадающих под льготу, то по выбору налогоплательщика. Освобождение от уплаты устанавливается на основании заявления. К заявлению налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.
Подробнее о действующих налоговых льготах можно узнать на сайте ФНС России.
Платят ли пенсионеры налог на имущество
Налог на имущество — это обязательный платеж, который платят собственники недвижимости.
Согласно статье 407 Налогового кодекса (НК) пенсионеры не платят налог на имущество на объект каждого типа:
жилой дом;
квартира или комната;
гараж или машино-место;
хозпостройка площадью до 50 кв. м.;
мастерская, ателье или творческая студия.
Важное условие: недвижимость или постройка не должна использоваться в коммерческих целях. Если в собственности несколько объектов каждого типа, то ко второму, третьему и так далее виду имущества можно применять вычет: по 20 кв. м. от каждой квартиры, по 10 кв. м. от каждой комнаты и по 50 кв. м. от каждого дома (статья 403 НК).
Таким образом, налоговая база, с которой рассчитывается налог, снижается на кадастровую стоимость этих долей. Если у пенсионера несколько объектов одного типа, он может выбрать, на какой использовать льготу, но для этого нужно уведомить налоговый орган в личном кабинете на сайте ФНС или в МФЦ.
Кроме того, освобождены от налогообложения объекты недвижимости, расположенные на территориях с режимами ЧП, ЧС или КТО и если в отношении жителей принято решение об эвакуации.
Платят ли пенсионеры земельный налог
Земельный налог — это местный налог, который платят владельцы земельных участков за право ими владеть и использовать.
Пенсионеры и предпенсионеры не платят земельный налог, если в их собственности находится земельный участок площадью шесть соток и меньше. Это касается всех видов земельных участков: садовых, дачных, ИЖС, расположенных на территории России. При этом местные власти могут устанавливать дополнительные льготы.
А также освобождены от налогообложения земельные участки, расположенные на территориях с режимами ЧП, ЧС или КТО и если в отношении жителей принято решение об эвакуации.
Платят ли пенсионеры налог с продажи квартиры
Да, пенсионеры и предпенсионеры платят налог с продажи недвижимости — НДФЛ по ставке 13%, если доход от продажи до ₽2,4 млн, и 15% — если свыше ₽2,4 млн. Если гражданин продал недвижимость и купил новый объект, то налог начисляют на разницу между продажей и покупкой.
В каких случаях пенсионеры могут не платить налог:
срок владения больше пяти или трех лет (если жилье унаследовано);
недвижимость стоимостью менее ₽1 млн или применен вычет на эту сумму из налогооблагаемой базы;
продажа по цене покупки или дешевле.
Это налог пенсионеры платят наравне с другими категориями налогоплательщиков.
Платят ли пенсионеры налог на вклады
Пенсионеры платят налог на вклады, если процентный доход за календарный год превышает не облагаемую налогом базу в данном налоговом периоде. Правило действует для всех категорий налогоплательщиков. С 2025 года НДФЛ по ставке 13% уплачивает вкладчик, если его инвестиционные доходы составили не более ₽2,4 млн за год, и по ставке 15% НДФЛ — с тех, чей инвестиционный доход превысил ₽2,4 млн.
Необлагаемый доход рассчитывается по формуле:
максимальная ключевая ставка ЦБ за год × ₽1 млн.
При этом максимальное значение ключевой ставки Банка России определяется из действовавших значений на начало каждого месяца (на 1-е число) соответствующего календарного года.
Все процентные доходы человека за год по вкладам и счетам в российских банках суммируются. Из общей суммы вычитается необлагаемый лимит. Если доход превышает этот лимит, НДФЛ начисляется только на сумму превышения. В 2025 году максимальная ключевая ставка на начало месяца составляла 21%. Поэтому необлагаемый процентный доход был равен ₽210 тыс.