Теплая зима может повлиять на сроки эксплуатации автозимников в Якутии, заявил глава северной республики Айсен Николаев во время недавнего прямого эфира. При преждевременном таянии сезонных дорог в регионе могут не успеть доставить в отдаленные и арктические районы нужный объем грузов, и северяне рискуют остаться без топлива, продуктов питания и стройматериалов.
Автозимники - это временные дороги, действующие только зимой. В эту пору года в Якутии можно добраться по земле до самых труднодоступных деревень. Открываться автозимники начинают в январе, в зависимости от удаленности от центра. Дороги в самые дальние деревни появятся только в начале марта.
"Пока действуют зимники, можно еще съездить на машине в ближайшие города или в Якутск на лечение или за покупками. При дороговизне авиабилетов некоторые северяне могут позволить себе поездку в центр только наземным путем", - говорит Елена Слепцова из Среднеколымского района.
Но нынче морозов в Якутии, считай, и не было. Эта зима уже названа аномальной. Такого теплого января в Якутии не случалось аж с 40-х годов прошлого века. Вместо характерных для января трескучих 50-градусных морозов на большей части республики едва не началась весенняя капель. Температура воздуха поднималась до -3 градусов Цельсия, что для Якутии немыслимо.
Из-за нехарактерной погоды лед на реках Якутии не достиг надежной толщины, а от крепости льда и зависит состояние автозимников, львиная доля которых проложена по руслам рек.
"Мы сейчас особое внимание уделяем досрочному завозу грузов, чтобы все грузы были доставлены по зимникам. На многих ледовых переправах мы наблюдаем, что толщина льда ниже нормы, которая обычно складывается в это время. Может случиться так, что зимники закроются раньше, чем в предыдущие годы", - сказал в прямом эфире глава Якутии Айсен Николаев.
Вдобавок к высоким температурам на побережье моря Лаптевых раньше обычного задули метели. В Булунском и Усть-Янском районе продолжительные пурги также обретают аномальный статус. Скорость ветра превышает 30 метров в секунду и заметает напрочь все пробитые зимники, что также усложняет доставку грузов до населенных пунктов якутской Арктики.
Министр по делам гражданской обороны и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) Дмитрий Лепчиков разъяснил корреспонденту "РГ", чем чревата сложившаяся ситуация. По его словам, раннее закрытие зимников значит, что нужно увеличить объем грузов, поставляемых по автозимникам за отведенный отрезок времени.
Возможно, в этом году раньше сроков сократится грузоподъемность машин, выезжающих на лед, и тогда придется доставлять грузы большим количеством транспортных средств. А если сроки автозимников сократятся, как следствие, могут вырасти еще и тарифы за перевозки, что в конечном счете скажется на ценах на доставленные товары.
Объем перевозок жизнеобеспечивающих грузов по сезонным автомобильным дорогам в зимний период 2024/2025 года, утвержденный распоряжением правительства РС (Я), составляет 656 тысяч тонн. На сегодняшний день до пунктов назначения доставлено всего 117,5 тысячи тонн, или 17,3% от запланированного груза. На перевозках задействовано порядка 320 единиц транспорта. В связи с предполагаемым ранним закрытием зимников предприятиям-заказчикам рекомендовано увеличить количество задействованной на перевозках техники до 900 единиц.
"В Якутии открыты все автозимники общей протяженностью в 7700 километров. Из них около 5000 километров дорог пролегает через реки, поэтому есть определенные опасения", - рассказал замгендиректора предприятия "Дороги Арктики" Сергей Сивцев.
Обычно зимники в арктических районах начинают постепенно закрывать с 20 апреля. С 10 апреля понижают грузоподъемность машин до 20 тонн, а через неделю - и до 10 тонн. Впрочем, доставка грузов в районах продолжается даже после официального закрытия зимников. Но в этот раз, видимо, придется серьезно корректировать привычные сроки.