Динамика курса рубля и цен на нефть в ближайшие месяцы будут в большей степени движимы геополитикой, а колебания российской валюты усилятся. Такое мнение в беседе с "Российской газетой" высказала аналитик фондового рынка УК "Альфа-Капитал" Алина Попцова.
По ее словам, возможно, что на ожиданиях деэскалации и меньших рисков вторичных санкций экспортеры (а это, главным образом, компании нефтегазовой отрасли) будут возвращать валютную выручку в российский контур более смело, а импортеры замедлят заблаговременные покупки валюты для будущих расчетов и размещение ее на зарубежных счетах. Это может поддерживать валютную ликвидность на внутреннем рынке в ближайшие месяцы и, соответственно, сыграть в пользу рубля. Крепкие позиции рубля также отвечают интересам Банка России в снижении инфляции.
С другой стороны, отмечает Попцова, эффект санкций для российского экспорта нефти нам еще предстоит оценить. Январский пакет ограничений создает риск сокращения экспорта энергоносителей и расширения дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту североморской нефти Brent. Bloomberg уже отмечал, что поставки российской нефти начали снижаться. Более того, на фоне сообщений о продвижении к переговорам по конфликту РФ и Украины нефтяные котировки начали корректироваться - в цены закладываются ожидания улучшения предложения в случае смягчения санкций в отношении России. В случае действительно позитивного расклада снижение цен на сырье будет даже более значимым для РФ как страны-экспортера.
Для нефтегазовых доходов бюджета России, доля которых в общих поступлениях в нашу казну более 30%, наименее благоприятный сценарий - одновременное снижение добычи, укрепление курса рубля и падение цен на нефть. Налоги компаний в бюджет поступают с объемов добычи нефти. Цена нефти определяется в долларах, но выплачивается по курсу ЦБ в рублях. Дисконт на нашу нефть может в дальнейшем и не увеличиваться, и даже сокращаться, но привязка к Brent сохраняется. Если падают мировые котировки, то тоже самое происходит со стоимостью нашей нефти.
Впрочем, ориентироваться на данные Bloomberg или Reuters по объемам нашего экспорта нефти - достаточно сомнительная идея. Никаких официальных и подтвержденных данных как российских, так и зарубежных по добыче и экспорту российской нефти пока нет. По данным платформ отслеживания морских судов, можно сказать, что в море сейчас на рейде танкеров с российской нефтью находится больше обычного. Но это пока говорит не о снижении экспорта или добычи, а о проблемах со сбытом, которые уже возникали после новых санкций и решались в достаточно короткие сроки.
Что касается курса рубля, то по мнению Попцовой, в течение года рубль в среднем будет находиться вблизи 95-100 за доллар.