МОСКВА, 9 января. /Корр. ТАСС Алиса Столярова/. Поток волонтеров, которые приезжали к Черному морю для помощи в ликвидации последствий разлива мазута из-за крушения танкеров, до нового года и в начале январских праздников был существенным. Однако сейчас он начал постепенно спадать, хотя работы все еще много, рассказал ТАСС основатель и директор АНО "Центр чистой природы 12-15" Александр Люкшин.
"До нового года и в начале январских праздников волонтеров на пляжах было много. Но сейчас видно, что их количество убывает. Приезжают новые, но нужны еще", - рассказал он в беседе с агентством. Люкшин отметил, что в Анапе и окрестностях четвертую неделю работают уже несколько тысяч волонтеров.
С начала года к уборке подключились МЧС и муниципалитеты. При этом в процессе ликвидации мазута были обнаружены замусоренные территории на Витязевской, Бугазской косе и на протяжении всего побережья. Сейчас на побережье начало выбрасывать мелкие фракции мазута, тонны отходов ежедневно образуются и в процессе ликвидации ЧС, пояснил директор организации.
Как рассказал агентству главный руководитель добровольного штаба "Шлагбаум" на Бугазской косе Иван Кудрявцев, ежедневно с 20 декабря в штабе может работать от 50 до 500 и более человек. "Сегодня, например, работает около 300 человек. Но людей в основном не хватает, люди еще нужны", - сказал Кудрявцев. ТАСС также беседовал с несколькими волонтерами, которые, видя необходимость в работе, приняли решение задержаться в Анапе после праздников.
Как едут добровольцы
Как правило, группы добровольцев организуются и отправляются к Черному морю через Telegram-каналы. Там состоят десятки тысяч людей, проводится координация и взаимопомощь в поиске трансфера и жилья, убедился корреспондент ТАСС. В них также размещаются списки необходимой гуманитарной помощи, информация о работе штабов, инструкции и объявления о поиске волонтеров на срочные работы - мойку и вылов птиц, уборку пляжей.
В одном из таких каналов волонтерам из Москвы удалось собрать и отправить в Анапу три группы из 137 добровольцев. "Примерно за 10 дней через Telegram-канал мы с командой набрали и отправили к зоне поражения три группы волонтеров из 137 человек. Мы смогли организовать им трансфер и проживание. За два автобуса ребята платили сами, третий нам удалось сделать полностью бесплатным благодаря спонсорству Совкомбанка", - рассказала агентству одна из организаторов Алена. Она добавила, что благодаря сборам через знакомых и неравнодушных, проживание для группы удалось сделать бесплатным. Часть из них размещались в отеле в Витязево, который бесплатно принимает и кормит волонтеров.
Организаторы таких групп продолжают помогать волонтерам после того, как отправляют их в Анапу. "На конкретную группу создается чат и выделяется по двое ответственных, через которых происходит основная коммуникация. Далее мы их связываем с теми, кто уже на местах, даем ориентиры: где можно поесть, как дойти до штаба, получить ID волонтера и так далее", - пояснил другой собеседник агентства - волонтер Валентин.
Трудности с координацией
Работа для добровольцев пока не организована и инструктажа как такового нет, сообщают организаторы. "Ребята получают экипировку в штабах, берут лопаты, мешки и, по сути, сами ищут куда идти и что собирать, сами покупают сита для просеивания песка от мазута. Они говорят, что это больше напоминает кружок по интересам, а не работу над удалением последствий катастрофы. Не стоит забывать и то, что мазут - это высокотоксичное вещество, несущее опасность для здоровья людей и животных", - пояснил Валентин.
От не скоординированной работы есть и практические негативные последствия, считает Люкшин. "Я замечаю на разных пляжах, что много групп собирают только верхний слой мазута, а в глубину до чистого песка не идут. <…> Многие еще и затаптывают мазут. Поэтому нужна построенная система, чтобы постепенно вычищать и не пропускать слои под песком", - рассказал он.
Убирать с берега мазут очень тяжело, поэтому важно перебросить силы на то, чтобы справиться с его улавливанием, рассказал Иван Кудрявцев. При этом большое количество мазута осело на морском дне, при потеплении он поднимется и будет выноситься на берег.
Ранее в оперштабе Краснодарского края сообщали, что намерены тестировать способы сбора мазута на разных глубинах - на береговой части, на мелководье, и там, где могут передвигаться суда, начиная с маломерных.
"Здесь стоит вопрос в количестве мазута и глубине залегания. Наши опыты показали, что мазут поднимается при температуре 22-23 градуса. Чтобы минимизировать опасность, необходимо собрать его со дна. Либо зафиксировать глубину залегания, взять пробы, чтобы сделать объективные прогнозы [его количества и необходимых работ для устранения]", - заключил Люкшин.