Экономический кризис в Турции начался в конце 2010-х годов, когда инфляция впервые выскочила за 20%. В 2022 году, после небольшой стабилизации цен во время пандемии, пришла вторая волна — инфляция вылетела за 40%, а потом и за 80%. С тех пор она почти не опускалась ниже 50% в годовом выражении. Все это время главы Центробанка менялись в Турции чуть ли не раз в год. Поначалу ЦБ пытался бороться с инфляцией снижением ставки, после чего цены улетели в космос, при последних двух руководителях регулятор вернулся к традиционным подходам.
О жизни в Турции на третий год заоблачной инфляции рассказывает жительница Турции Лариса:
«Мы с семьей живем в Фетхие, это на Средиземном море, примерно три часа езды на машине от Анталии. Цены за последние два года в Турции выросли колоссально. Если в сентябре 2022 года казалось, что в магазинах все очень дешево, то за первую зиму цены выросли в два раза, потом они еще примерно в два раза выросли. Что такое изменение цен на такой порядок? Ты раз в неделю идешь в магазин, помнишь цену, которая была неделю назад, но теперь она другая. Ценники переписывались каждую неделю, менялись цены и на рынке. Как это сейчас выглядит? За последние несколько месяцев этот рост замедлился, цены более менее стабильны, но никогда не знаешь, когда это прекратится. Те, кто живет в Турции, надеются, что этот рост прекратится. Пусть оно так и будет».
Теперь турецкий ЦБ осторожно снижает ставку второй месяц подряд — с 50% до 45%. Согласно заявлению, внутренний спрос «находится на дезинфляционном уровне», но жесткая политика будет сохраняться до тех пор, пока не настанет ценовая стабильность. Сверхвысокая ставка несовместима с нормальным кредитованием — как деловым, так и потребительским. По данным Trading Economics, в 2024 году турецкие банки предлагали займы под 53% годовых: взял миллион — верни на полмиллиона больше. То же касается сбережений: зачем что-то покупать, если банк Ziraat обещает 30-40% годовых?
Об экономической ситуации рассказывает независимый турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу:
Абдуррахман Камбуроглу турецкий журналист «В целом, из-за высокой инфляции живется тяжело. Жалобы поступают почти во всех сферах. Естественно, в первую очередь страдает сфера недвижимости, потому что очень высокие кредитные ставки заставляют людей делать вложения именно в банк. Очень высокая инфляция, параллельно растут цены. И то, что вы зарабатываете в банке, пользу не приносит. Тем, кто занимается бизнесом, тоже сложно брать краткосрочные кредиты, чтобы решать свои моменты. И в связи с этим есть жалобы: цены растут, доллар дорожает, на фоне этого дорожает сырье, которое импортируется. С нового года в Турции каждый год станут повышать минимальную заработную плату. В этом году повысили на 30%, это тоже сказывается на ценах, потому что производители тоже увеличивают цену на свой товар. Дорожают параллельно квартплата, частные школы, частные больницы».
Турецкая лира за 2024 год обесценилась к доллару на 15%, а за все пять лет кризиса — в десять раз. По рассказам путешественников, в туристических зонах многие отели или заведения готовы принимать американскую валюту в качестве оплаты, но по невыгодному курсу. В основном турецкая экономика продолжает функционировать на лире, в отличие, например, от долларовых расчетов в России времен гиперинфляции 90-х. Эксперты Reuters ожидают дальнейшей стабилизации цен в Турции и снижения ставки турецкого ЦБ до 30% к концу 2025 года.