Подготовка медицинских кадров стоит достаточно остро. Из 127 вузов, дающих дипломы медиков, лишь 49 подведомственны Минздраву, но 3 — органам местного самоуправления и 14 частных. Много нареканий вызывают и курсы дополнительной подготовки. Часто они обучают специалистов дистанционно и без реальной медицинской базы. Об этом говорили на заседании комитетов Госдумы по охране здоровья и по науке и высшему образованию 15 января. Что предлагают депутаты для усовершенствования законодательства и повышения качества подготовки медицинских кадров, разбиралась «Парламентская газета».
Без учебных предприятий
О необходимости отдельных стандартов и конкретных требований к подготовке медицинских кадров, которые должен устанавливать Минздрав, неоднократно говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его мнению, это положительно скажется на уровне подготовки будущих врачей и качестве здравоохранения. По словам спикера, сейчас, с одной стороны, не хватает врачей: по итогам 2023 года дефицит составил около 30 тысяч специалистов, а с другой — готовят медицинские кадры больше сотни вузов, из которых лишь 49 подведомственны Минздраву.
Обсуждая поправки в закон «Об образовании», о повышении качества медицинского образования на заседании Комитета Госдумы по охране здоровья, первый зампред комитета Бадма Башанкаев отметил, что сегодня в России официально зарегистрированы 127 образовательных организаций высшего образования, дающих дипломы медиков. Из них 49 подведомственны Минздраву, 56 — Минобрнауки, по 3 — Минпросвещению и органам местного самоуправления, 2 — Правительству, 14 частных институтов и 2 научных организации. Кроме этого, почти 10 тысяч учреждений учат по дополнительным профессиональным программам.
«Сегодня зачастую образовательной деятельностью в сфере медицины как по основным, так и по дополнительным образовательным программам, занимаются организации, у которых нет необходимой материально-технической базы, квалифицированных преподавателей и клинических баз для прохождения практической подготовки, — сказал Башанкаев. — Более того, в сфере дополнительного профессионального медицинского образования участились случаи оказания услуг исключительно дистанционным способом. На рынке появилось много недобросовестных участников».
По словам участников комитета, к образовательным организациям очень много вопросов: кто преподаватели, где научная школа, где материально-техническая и клиническая базы.
«У некоторых учреждений по бумагам это есть, а фактически студенты занимаются в одном и том же кабинете, просто иногда меняются преподаватели, — пояснил Башанкаев. — В постдипломном образовании появились уникальные опции тотально дистанционного обучения».
Депутат Татьяна Буцкая рассказала, что поскольку бывших врачей не бывает, и у всех остались цифровые следы, порой им приходят интересные предложения. «Недавно мне на телефон пришло приглашение быстро, дорого, дистанционно стать детским кардиологом, — усмехнулась она. — Мы все знаем, что без практики медицине обучить невозможно. А уж тем более быстро».
В том, что такого быть не должно, согласились все участники заседания и высказали общее мнение, что было бы идеально, если бы медицинские дипломы могли выдавать только государственные вузы. А дистанционное обучение этой профессии должно быть категорически запрещено.
Лицензия с экспертным заключением
О причинах расцвета такой деятельности и предлагаемых мерах борьбы с ней рассказала заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова. По ее словам, программа повышения квалификации и профессиональной подготовки очень широкая, и какое-нибудь техническое предприятие или завод, получая лицензию в региональном департаменте образования, начинает обучать чему угодно. И это не противоречит сейчас закону. Поэтому предлагается выделить отдельно лицензирование медицинского образования.
«Если эта норма будет внесена, то она будет не о переходе права давать лицензию, а о том, что ее смогут давать после заключения Росздравнадзора, — пояснила замминистра. — Такие специалисты есть во всех регионах, и, в отличие от специалистов Минобразования или Минпросвещения, они могут на профессиональном уровне оценить соответствие заявителя требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и типовых программ, которые появятся как полномочия по этому закону. А в них уже подробно опишем требования, которых сейчас нет. В том числе и обязательное наличие практической базы».
В доказательство логичности такого решения Татьяна Семенова привела в пример организацию, получившую право обучать пластической хирургии в регионе, где, как известно Минздраву, нет ни оборудования для этого, ни профильных государственных больниц. «Как можно обучить пластической хирургии в таких условиях?» — удивилась замминистра. Но по требованиям действующего законодательства такие доктора красоты будут вполне себе дипломированными специалистами.
«Только сейчас есть возможность эту историю доработать и ввести стандарты нового уровня, нового поколения», — отметила Семенова.
Типовые программы и никакого дистанта
На заседании Комитета по охране здоровья единогласно решили предложить наделить Минздрав полномочиями по разработке и утверждению типовых дополнительных профессиональных программ и усилить лицензионные требования к организациям, занимающимся образованием в сфере здравоохранения. А также полностью запретить исключительно дистанционное обучение в сфере медицинского образования.
«Все эти меры позволят повысить стандарты подготовки медицинских работников и исключить участие тех организаций, которые не соответствуют необходимым критериям», — подвел итоги первый зампред комитета Бадма Башанкаев.
На состоявшемся следом заседании Комитета Госдумы по науке и высшему образованию это предложение поддержали тоже единогласно.