Семейная трагикомедия с испанским акцентом: в прокат выходит приключенческий фильм «Василий»

4 часов назад 6

В четверг, 23 января, в российский прокат выходит комедия «Василий» режиссёра Дмитрия Литвиненко. Александр Петров играет близнецов с непохожими характерами, чьи пути разошлись в детстве. Василий — учитель ОБЖ в детдоме, а его брат Николай — авантюрист, который не поладил с мексиканской мафией. Василий решает спасти брата от тюрьмы и преследования бандитов, а заодно узнаёт много нового о жизни близнеца и своём прошлом. Подробнее о ностальгической комедии с элементами роуд-муви и мексиканского сериала — в материале RT.

На экраны российских кинотеатров 23 января выходит комедия «Василий», которую снял режиссёр Дмитрий Литвиненко («Дайте шоу», «Совершенно летние»). Это история близнецов Васи и Коли. По сюжету главные герои вместе росли в детдоме в посёлке Ковылкино, пока одного из них не усыновили приёмные родители из США. Уехать за океан должен был Вася (который обещал уговорить взрослых забрать и брата), но его место обманным путём занял Коля.

В наши дни Коля — ныне Бэйзил Вудворт — попал в неприятную ситуацию: при попытке сбежать из Мексики в США с деньгами, украденными у мафиози, он был задержан местной полицией. Призвав на помощь российских журналистов (Ян Цапник и Дмитрий Лысенков), которые мечтают снять сенсационный материал, он обращается к брату, чтобы якобы попрощаться.

  • Ян Цапник и Дмитрий Лысенков. Кадр из фильма «Василий»
  • © Пресс-служба Кинопоиска

Но у Васи свой план: несмотря на давнюю обиду, он решает спасти Колю. Тот в своей манере пользуется шансом и добротой брата. Теперь Коля отправляется в Россию, где заново знакомится с жителями Ковылкино (Раиса Рязанова, Павел Ворожцов, Валентина Мазунина), а Вася решает проблемы с мафией и полицией как умеет, заодно поневоле спасая от злодеев прекрасную Бониту (Барбара де Рехиль).

«Василий» и его команда

Сюжет, правда, не главное в этой ленте. Над сценарием вместе с режиссёром Дмитрием Литвиненко работали Андрей Золотарёв («Лёд 2», «Триггер») и Юлия Савенкова («Беспринципные»). Им удалось украсить бодрую, динамичную историю рядом сюрпризов для зрителей, однако разворачивается она весьма предсказуемо. Тем не менее нельзя однозначно назвать эту черту фильма недостатком: он весёлый и трогательный, просто совсем не революционный.

На что следует обратить внимание? В первую очередь это две роли Александра Петрова. Очевидно, что близнецы в его исполнении выглядят идентично (за исключением причёсок), тем важнее было подчеркнуть различия в их характерах — и актёру это удалось. В целом можно считать подобную работу отличным шансом показать актёрский диапазон. Даже если Петров раз за разом играет Петрова, это разные Петровы.

  • Кадр из фильма «Василий»
  • © Пресс-служба Кинопоиска

Цитаты и аллюзии 

Другая важная составляющая фильма — отсылки. Криминальная составляющая истории рифмуется с сюжетом фильма «Текст» (где опять же играл Александр Петров): без спойлеров её пересказать не удастся, однако при просмотре легко считываются параллели.

Источником прямых цитат послужил фильм «Брат 2», который даже упоминается в кадре. Василий декламирует известные строки: «Я узнал, что у меня есть огромная семья», которые в контексте сцены звучат максимально комично. И конечно, сама ситуация — близнецы, один из которых в далёкой заокеанской стране попал в неприятности с бандитами, — явный привет Балабанову.

Первые кадры ленты могут напомнить сцену из комедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Кажется, что Бэйзил вот-вот признается в симпатии к Америке знаменитыми строками: «С другого берега ты раем кажешься и выглядишь окей».

Можно также разглядеть некоторое сближение с франшизой «Форсаж»: немного бандитизма, немного машин, интернациональный список персонажей, а главное — семья как центр жизни человека.

География и музыка

Что касается географии съёмок, то мексиканская и российская части занимают примерно одинаковое количество экранного времени. В мексиканских эпизодах (с участием мексиканских же актёров — Гильермо Кинтанильи, Эдгара Арреолы и других) значительная часть шуток построена на трудностях перевода. Василий испанского не понимает, а с окружающими пытается объясняться случайными английским словами.

  • Александр Петров и Гильермо Кинтанилья. Кадр из фильма «Василий»
  • © Пресс-служба Кинопоиска

Чуть лучше ему удаётся общаться с Бонитой, которая может хоть немного говорить по-русски, — и Вася с удовольствием добавляет к её словарному запасу несколько крепких выражений. Ну а зрители вместе с главным героем к концу фильма могут выучить пару иностранных фраз.

Вслед за русско-английско-испанскими диалогами с экрана звучит любопытный саундтрек: помимо популярных песен Zivert, Ноггано с АК-47 и Ольги Бузовой, зрители услышат ремикс хита «Вечно молодой», а также шлягеры «Свадьба пела и плясала...» и «Я люблю тебя до слёз» в переводе на испанский. Это решение освежает преимущественно ностальгическую подборку мелодий, популярных в 1990-х и 2000-х, от Gasolina пуэрториканца Daddy Yankee до «Седой ночи» Юрия Шатунова.

В том числе через музыку создатели «Василия» обращаются к самой широкой аудитории, от подростков до 50-летних. Добавили и мемных «цитат Стейтема», которые не имеют отношения к американскому актёру, и графических вставок будто из компьютерной игры. С одной стороны, они поддерживают общую юмористическую направленность. С другой — если в самом начале этими вставками пестрит каждый второй кадр, то потом кинематографисты надолго забывают о такой опции и возвращаются к ней внезапно.

Жанровая мозаика

В целом главная проблема фильма «Василий» — непоследовательность. Даже к жанру есть вопросы. Если масштабный эпизод в духе роуд-муви вполне вписывается в логику повествования, то разбалансировка драмы и комедии может сбить с толку. Используя одни и те же образы, авторы пытаются как рассмешить зрителя, так и порассуждать на серьёзные темы, но тогда герои, в одночасье утратившие гротескный шарм, выглядят не вполне убедительно.

В этой ситуации одно из ключевых достоинств ленты — самоирония, практически пробивающая «четвёртую стену»: сами герои сравнивают происходящее с мексиканским сериалом. Журналисты в погоне за сенсацией (и премией ТЭФИ) рассуждают о том, как зрители любят несчастных, обездоленных героев. Коля-Бэйзил произносит проникновенные речи только ради собственной выгоды, зато ругает брата — от тёплых чувств.

Поэтому «Василий» так или иначе найдёт свою аудиторию. Тех, кто ищет лёгкую комедию, порадует понятный юмор, а любителей вдумчивого просмотра развлечёт множество отсылок.

Прочитать статью целиком