В этом году в российской науке начался новый этап. Она будет работать в рамках госзаданий по заявкам бизнеса. Чего это потребует от ученых?
Сомнений в том, что наука - это основа достижения технологического суверенитета страны, нет. И здесь ключевая роль принадлежит Российской академии наук.
Роль многогранна: это и выбор приоритетов развития, и экспертиза по важным государственным проектам - дорожным картам высокотехнологичных направлений. В их числе искусственный интеллект, квантовые коммуникации, современные и перспективные сети мобильной связи, перспективные космические системы и сервисы и многое другое.
Через РАН проходят и национальные проекты технологического лидерства. Причем академики анализируют не только начальный этап работы, то есть заявки, но и отчеты по выполненным работам.
Кроме того, академия предложила предусмотреть дополнительные проекты, ориентированные именно на достижение технологического лидерства. Они требуют особых подходов, предполагают долгосрочное планирование. Речь идет о направлениях, в которых российская наука и российские технологии традиционно были сильными, всегда занимали и сегодня занимают ведущие мировые позиции. Например, это заделы в ядерных технологиях, достижения в биотехнологиях, фотонике, СВЧ-электронике и многих других сферах. Важно укрепить эти заделы, преумножить их.
Создать, чтобы внедрить
Самый больной и давний вопрос - внедрение научных разработок в реальное производство. Точнее, их медленное внедрение или вообще отсутствие коммерциализации. Об этом практически на каждом общем собрании РАН говорил нобелевский лауреат Жорес Алферов. Без решения этой проблемы достижение технологического суверенитета нереально.
Новый формат работы научных организаций предполагает, что успешное решение возможно. Его не случайно уже условно называют "Госзадание 2.0". Кто-то даже видит в нем клон советского Госплана, который расписывал, кому, когда и что делать, но не всегда это получалось удачно. Получится ли теперь?
- С Госпланом у новой программы нет ничего общего, - заявил "РГ" вице-президент РАН академик Степан Калмыков, который курирует это направление. - Сейчас мы живем в другой стране, у нас совершенно иной социальный и экономический уклад. Никто не может навязать крупным компаниям планы, что и как им делать.
Если искать аналог предложенной сейчас системе формирования госзаданий, то она чем-то напоминает довольно эффективно работавший в СССР Государственный комитет по науке и технике (ГКНТ). Под его крылом были и наука, и техника, ему было проще сводить их вместе для реализации проектов.
По словам академика Калмыкова, общий принцип нового формата работы таков: компании отправляют свои заявки по проблемам, решения которых они ждут от науки.
Их рассматривают эксперты академии - что-то отсеивают, что-то отбирают в портфель заявок. А дальше академические институты и вузы выбирают из портфеля темы, по которым они готовы вести исследования.
Но на одну заявку могут претендовать сразу несколько институтов. Поэтому экспертам необходимо выбрать те из них, которые могут выполнить конкретную заявку наилучшим образом, наиболее быстро, эффективно и оптимально.
Если с победителями все ясно, то что делать "побежденным", чьи услуги эксперты отклонили? Ведь и среди них могут оказаться очень сильные коллективы.
- Здесь возможны разные варианты. Например, в портфеле заявок могут остаться такие, на которые вообще нет претендентов. Комиссия может предложить проигравшим рассмотреть их, и вопрос, возможно, будет закрыт. От этого выиграют и наука, и бизнес, - объясняет вице-президент РАН.
Откуда деньги?
Конечно, главный вопрос - кто заплатит за новые прорывные исследования. Ведь для их проведения требуются новое оборудование, новые материалы, а значит, серьезные средства.
- Бизнес на этой стадии свои кровные не вкладывает, - говорит Калмыков. - Что касается бюджета, то дополнительного финансирования из него пока не предусмотрено. Деньги выделяются в рамках уже доведенных до организаций лимитов.
В этом принципиальная специфика программы "Госзадание 2.0". В окончательный портфель попадут заявки бизнеса только на фундаментальные и поисковые исследования, которые ведутся на перспективу.
Иногда она может быть довольно отдаленной - до 5-10 лет. И некоторые компании восприняли новую систему как возможность за государственный счет решить свои текущие вопросы.
- Например, на днях мы получили от компаний одного из наших ведущих министерств более сотни заявок. Минимум половину можно сразу отложить, так как они сугубо прикладные, направлены на решение узких задач сегодняшнего дня. Такие заявки компаний бесплатно никто выполнять не будет. Для этого и работают наши эксперты, сразу отсекающие все, что лежит в сугубо прикладной области, - говорит Калмыков.
А если неудача?
Кто-то скажет, что такая система взаимодействия фундаментальной науки и бизнеса выглядит довольно необычно. Ведь в области поисковых и фундаментальных исследований очень велика вероятность отрицательного результата. И что тогда считать итогом? Ведь если госзадание не выполнено - значит, деньги потрачены напрасно?
- Такова специфика фундаментальных работ, но рисковать приходится, так как результатом могут стать прорывные технологии, - говорит академик. - Эксперты при рассмотрении заявки тщательно оценивают и риски, и возможную прибыль в случае удачи. Взвешивают все варианты. Это сложная и кропотливая работа, которая, по сути, только начинается.
Причем важно понять, почему получен отрицательный результат. Один вариант - когда гипотеза не оправдалась, но коллектив хорошо работал. А значит, в следующий раз надо взять новую гипотезу и начинать ее прорабатывать. Такая "неудачная" работа ученых будет опубликована, она вносит новую информацию в общую копилку знаний. Словом, от науки ждут прорывов и к ней предъявляются очень высокие требования.
Роль для бизнеса
А что требуется от бизнеса? Не слишком ли у него удобная позиция? Подать заявку и ждать, справятся с ней ученые или нет? А потом еще придирчиво оценивать, насколько результат исследований реалистичен.
Калмыков особо подчеркивает, что в программе может участвовать не простой заказчик, а "квалифицированный". Прежде всего это крупные и средние компании, которые в своих отраслях являются лидерами, играют важнейшую роль для экономики страны.
- По опыту могу сказать, что заказчик заказчику рознь, - говорит Калмыков. - Есть те, кто не ждет, когда наука выдаст готовый результат, сразу включаются в работу, предоставляют для экспериментов свое оборудование, которого может не быть в институтах. А некоторые начинают сразу финансировать исследования.
По словам Калмыкова, все зависит от заинтересованности конкретного заказчика. А она сейчас как никогда высока. Ведь время "все купим" закончилось, теперь очень многое приходится делать самим.
- Неудивительно, что мы получаем от предприятий сотни заявок. Поэтому есть уверенность, что предложенная схема госзаданий может оказаться вполне успешной, - говорит академик.
Получили добро
Работа по программе "Госзадание 2.0" началась еще в прошлом году, фактически это было тестирование системы. На предстоящие три года выбрано четыре направления: Арктика, малотоннажная химия, материалы для авиастроения, минеральная сырьевая база. От компаний подано около сотни заявок, примерно треть отобрана экспертами РАН. По ним ряд институтов подали свои предложения и уже начали работать. Окончание цикла - в 2027 году. Сейчас идет сбор заявок на следующий цикл - 2026-2028 годы.
Но все участники программы отмечают, что она стартовала, мягко говоря, не в самых благоприятных условиях. Представители крупнейших компаний в один голос утверждают, что при ключевой ставке Центробанка в 20 процентов заниматься внедрением прорывных - как правило, дорогостоящих - технологий попросту невозможно. Потому что при цикле реализации проекта в пять лет кредитные 20 процентов превращаются в 100, и он становится нерентабельным уже на стадии создания.
- Анализ ситуации с ключевой ставкой - одно из поручений правительства, данное Российской академии наук. Необходимо оценить ее обоснованность, рассмотреть другие варианты борьбы с инфляцией. Этой работой сейчас занимаются Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН, Институт экономики РАН и ряд других научных коллективов экономического профиля, - пояснил Степан Калмыков.