Согласно прогнозу, 83,3 млн пассажиров воспользуются внутренними рейсами (-1,5% к 2024 году), а 26,4 млн – международными (-2%). В то же время парк российских авиакомпаний насчитывает около 1135 самолетов, и его сокращения не ожидается.
Дефицит воздушных судов и новые меры поддержки
Министр транспорта Роман Старовойт отметил, что ограниченные возможности обновления флота увеличили нагрузку на существующие самолеты. Одним из решений проблемы может стать развитие аэропортовой инфраструктуры и внедрение механизма «мокрого лизинга» воздушных судов.
С 1 сентября 2024 года российским перевозчикам разрешено использовать «мокрый лизинг» на внутренних рейсах. Это схема аренды самолета с экипажем, при которой техническое обслуживание и страховку обеспечивает лизингодатель. Инициаторами нововведения стали S7 и «Аэрофлот». В ноябре 2024 года «Аэрофлот» арендовал три Airbus A330 у IFly для дальневосточных рейсов в периоды высокого спроса.
Развитие аэропортов и инвестиции в инфраструктуру
В 2025 году крупнейшие аэропортовые холдинги – «Аэропорты регионов» и «Новапорт» – завершат строительство и модернизацию шести региональных терминалов. В рамках этих проектов в Минеральных Водах, Мурманске, Барнауле, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске и Оренбурге будет введено в эксплуатацию 179 000 кв. м новых площадей. Общий объем инвестиций составляет 99 млрд рублей.
Риски для рынка авиаперевозок
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отметил, что несмотря на сохранение значительного числа иностранных самолетов в эксплуатации, профицита провозных мощностей у российских авиакомпаний в 2025 году не будет.
Кроме того, он допустил, что рост спроса на авиаперевозки может приостановиться. Это связано с инфляцией, которая приводит к повышению стоимости авиабилетов. По данным Минэкономразвития, в годовом выражении инфляция в России достигла 9,95% (на конец января 2025 года). Рост цен может снизить доступность авиапутешествий и скорректировать пассажиропоток.