Розничные цены на топливо на АЗС начали год с роста

3 часов назад 6

За неполные две недели нового года с 1 по 13 января розничные цены на топливо выросли на 0,6%, немного отстав от среднего уровня инфляции за этот же период (0,67%). Это произошло несмотря на то, что в праздники потребление бензина и дизеля традиционно падает, а на бирже, где с 9 января возобновились торги, котировки на все виды топлива снижались.

Розничные цены на топливо на АЗС начали год с роста© Российская Газета

Основных причин подорожания топлива в рознице две: резкий рост акцизов и необходимость выхода АЗС на уровни рентабельности, позволяющие нормально функционировать и хотя бы частично покрыть убытки, понесенные во второй половине прошлого года, отмечает партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов. Тогда АЗС - и независимые, и крупных нефтяных компаний - работали с отрицательной маржой (цены в оптовом сегменте тогда резко выросли, а за розницей пристально следили профильные ведомства, чтобы не допустить роста цен выше инфляции), уточняет эксперт.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, ежегодно поступления акцизов только от бензина и дизельного топлива приносят бюджету страны более триллиона рублей. Но поскольку доля акцизов в розничной цене литра топлива уже превышает 20%, эти фискальные изменения уже отражаются на ценниках АЗС.

Повышения акцизов на топливо стали постоянной причиной скачка цен на АЗС в начале года

С 1 января акциз на бензин 5-го класса повышен на 14%, а акциз на дизельное топливо (ДТ) - на 16%. Эти повышения стали уже традиционными с 2016 года. Если сравнивать с прошлыми периодами, то в начале 2024 года произошла аналогичная история, цены выросли на 0,5%, так же было в январе 2022 и 2021 годов.

Только в 2023 году за две первые недели января рост цен на АЗС был нулевой, но это было связано главным образом с ожиданием большого избытка нефтепродуктов на внутреннем рынке из-за приближающегося эмбарго ЕС на их покупку (введено с 5 февраля 2023 года) и потолка цен на их экспортные поставки.

То есть повышения акцизов стали уже постоянной причиной скачка цен на АЗС в январе, и этот год не стал исключением. Другое дело, что сейчас к стоимости топлива в рознице повышенное внимание, поскольку в прошлом году рост цен на бензин не удалось удержать в пределах инфляции. В среднем бензин подорожал на 11% при инфляции 9,52%.

Впрочем, часто можно услышать, что фактор роста акцизов отыгрывается заранее, но как указывает Станкевич, уплата акциза происходит нефтеперерабатывающими предприятиями постфактум, по истечении налогового периода, поэтому вывод об "отыгранном ранее факторе", неверен.

По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", члена экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрия Гусева, в этом году помимо акцизов на цены повлияли и другие факторы. Произошел подъем тарифов на железнодорожные перевозки. Кроме того, увеличилась ставка налога на прибыль (с 20 до 25%), а также изменились условия упрощенной системы налогообложения, по которой работали многие АЗС. Все это также повлияло на цены в рознице, уточняет эксперт.

По мнению Котова, свою роль играет и высокая ключевая ставка - у владельцев независимых АЗС, по сути, нет возможности взять даже краткосрочные кредиты для покрытия возникающих кассовых разрывов.

А генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин считает, что ключевым фактором стали экспортные ограничения: нефтяники взвинчивают цены в периоды отмены запретов на экспорт топлива. Экспорт бензина разрешен до 31 января 2025 года. У нефтяников нет уверенности, что внешний рынок останется доступным в феврале. Поэтому сейчас они стремятся обеспечить максимальную маржинальность продаж, поясняет эксперт.

В отношении перспектив дальнейшего подорожания топлива в рознице, мнение экспертов схожее, рост продолжится, но никаких кризисов или вертикального взлета цен не будет. По мнению Станкевича, дополнительное влияние на цены возможно будет оказано весной, по мере роста потребления.

Гусев отмечает, что подорожание неизбежно, поскольку выросла себестоимость производства топлива.

Рост продолжится по мере окончания низкого сезона (даже без учета возможных аварийных ситуаций на НПЗ) и по итогам года превысит инфляцию, считает Котов.

А по мнению Терешкина, в ближайшие месяцы значимым фактором для топливного рынка будет решение уходящей администрации президента США Джо Байдена внести в SDN-лист (санкционный список) Московский и Омский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а также завод "Киришинефтеоргсинтез". Эти НПЗ играют важную роль в топливном снабжении Центральной России, Западной Сибири и Северо-Запада России. Этим заводам будет сложнее импортировать оборудование для ремонта нефтеперерабатывающих установок, что может привести к возникновению дефицита на внутреннем рынке. А это может отразиться на ценах.

Прочитать статью целиком