Президент по совместительству

3 часов назад 8

Михаил Ростовский

Михаил Ростовский

Обозреватель газеты «Московский комсомолец»

Хочу поделиться с вами одной своей теорией. Звучит она, признаю, очень странно. Но зато она идеально объясняет некоторые ещё более странные политические явления.

27 сентября 2023 года тогдашний президент Грузии Саломе Зурабишвили встретилась с по-прежнему занимающим на данный момент пост президента Литвы Гитанасом Науседой. Согласно официальной версии, два политика «обсудили перспективы европейской интеграции Грузии, прогресс в реализации реформ и рекомендаций Европейской комиссии, а также ситуацию с безопасностью в регионе».

А вот моя сугубо неофициальная версия: во время этой встречи Зурабишвили и Науседу кто-то укусил. Или облучил неким таинственным лучом. Или имплантировал им ещё более таинственные «чипы внешнего управления». 

Также по теме

Зурабишвили заявила, что продолжит исполнять полномочия президента в новом офисе

Бывший президент Грузии Саломе Зурабишвили представила новый офис в Тбилиси. На брифинге она заявила, что оттуда продолжит исполнять...

Ну ладно, пора сделать признание: я всего лишь дурачусь. Никто этих двух деятелей не кусал, не облучал лучом, не имплантировал им чип. Они такие, какими были всегда. Но эта скучная и занудная действительность является ещё более разрушительной и убийственной для их репутаций. Ведь получается, что их странное поведение не есть результат некоего внешнего вредоносного воздействия, а следствие их свободного и осознанного выбора.

Впрочем, осознанностью здесь и не пахнет. Судите сами. Гитанас Науседа: «Исконные жители Малой Литвы, ныне части так называемой Калининградской области, давно исчезли, последние следы литовской культуры там необходимо сохранить… Как бы Россия ни старалась, Караляучус никогда не станет Калининградом». 

Срочно зовите санитаров или лучше сразу дипломированных специалистов. Необходима немедленная постановка диагноза — хотя, в принципе, он и так очевиден. У мадам Зурабишвили аналогичная ситуация. У неё тоже очень, очень сложный случай. Несмотря на то что срок её конституционных полномочий в качестве президента Грузии истёк ещё в прошлом году, она по-прежнему объявляет себя «единственно законным руководителем государства». Официальное заявление этой деятельницы на специально созванном брифинге: «Я хотела бы поприветствовать вас в новом офисе. Возможно, он не похож на дворец Орбелиани (резиденция президента. — М. Р.), но здесь царит настрой и здесь продолжаются функции президента в этой стране, которая сегодня находится в очень глубоком кризисе».  

Здесь «продолжаются функции президента» и здесь выполняются функции сотрудника иностранной организации, которая открыто ставит перед собой цель вмешательства во внутренние дела Грузии.

«Зурабишвили будет использовать свой дипломатический и политический опыт, чтобы добиться проведения новых выборов и продвижения своей страны по демократическому пути» — так американский Институт Маккейна объяснил своё решение сделать мадам Саломе Зурабишвили частью своего штата «научных сотрудников» в качестве «стипендиата Киссинджера».

Со стороны американцев всё понятно и логично. И покойный сенатор Джон Маккейн, в честь которого назван «институт», и покойный государственный секретарь Генри Киссинджер, в честь которого названа «стипендия», не просто обожали вмешиваться во внутренние дела иностранных государств, а считали это своим неотъемлемым правом. Но вот как это вяжется с теоретической (лучше сформулируем это так: сугубо теоретической) приверженностью Саломе Зурабишвили идее суверенитета страны, президентом которой она являлась? Вопрос, судя по всему, задан неправильно. Ключ к пониманию действий экс-президента Грузии следует искать не в сфере политики, а в какой-то другой области «научного знания». 

И это не только моё мнение. Вот, например, как звучит заявление исполнительного секретаря партии «Грузинская мечта» Мамуки Мдинарадзе: «Я не могу оценивать психоэмоциональное состояние Саломе Зурабишвили. Она может сказать, что она Муссолини или Гитлер, так как её действия и действия её друзей очень похожи на их действия... К счастью, моделированные реальности в Грузии завершены. Так что ни Саломе Зурабишвили, ни другой рядовой член «Национального движения» (партия Саакашвили. — М. Р.) этого не изменят». 

Согласен, что на сегодняшний день шансы мадам Зурабишвили «это изменить» — разрушить политическую стабильность в Грузии — представляются довольно незначительными. Но экс-президент будет очень стараться.

И не следует считать её чисто карикатурным персонажем. Первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия тоже казался многим карикатурным персонажем. Впрочем, почему только казался? Карикатурность поведения была одной из главных особенностей его политического стиля. Но это не помешало ему ввергнуть Грузию в состояние разрухи и гражданской войны, из которого стране пришлось потом выбираться в течение многих долгих и мучительных лет. 

Конечно, сравнивать Зурабишвили с Гамсахурдией — это в каком-то смысле означает делать ей незаслуженный комплимент. Звиад Константинович был «гением разрушения», активным и пассионарным политическим игроком, который крушил и ломал всё вокруг себя. Мадам Саломе на его фоне выглядит как бледная моль. Но у политической моли тоже есть своя разрушительная энергия, особенно если её в своих интересах используют влиятельные внешние игроки. В конгресс США сейчас внесён законопроект с пафосным названием «Акт о непризнании грузинского кошмара», частью которого является тезис, что «единственный законный лидер Грузии» — это Саломе Зурабишвили. 

Такова суть работы «президента по совместительству». В первую очередь мадам Зурабишвили — это инструмент продвижения в Грузии иностранных интересов и лишь во вторую (или даже в третью или в четвёртую) — бывший президент страны, который никак не может смириться с истечением срока своих полномочий. 

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Прочитать статью целиком