Почему цены на АЗС по итогам года обогнали среднюю инфляцию

19 часов назад 3

По данным Росстата, с начала года к 23 декабря розничные цены на бензин выросли на 11%, обогнав среднюю инфляцию по стране на 1,5%, уровень которой составил 9,5%. Понятно, что за оставшуюся неделю до Нового года едва ли что-то сильно изменится и соотношение останется приблизительно таким же.

Почему цены на АЗС по итогам года обогнали среднюю инфляцию© Российская Газета

Сильнее всего обогнал инфляцию бензин премиальных марок АИ-98 и выше, они подорожали на 20,2%. Обычные марки АИ-92 и АИ-95 превысили средний уровень роста цен по стране незначительно - на 9,7 и 9,8%, соответственно. Поскольку рост ценников на АЗС сравнивается со средним подорожанием самых востребованных товаров и услуг по стране (более 500 наименований), то превышение на 0,2 и 0,3% едва ли можно назвать значительным.

По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, в обеспечении внутреннего рынка топливом, как и во многих других отраслях, в уходящем году сработал "эффект домино". Различные факторы перманентно накладывались друг на друга, что в совокупности приводило и к дополнительному росту цен, и к возникновению локальных дефицитов. Причины известны: общая ситуация в экономике, давление санкций, внеплановые ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), логистические проблемы в зоне ответственности РЖД и ослабление рубля.

Сильнее всего подорожал бензин премиальных марок - АИ-98 и выше, наиболее популярные марки АИ-92 и АИ-95 едва превысили уровень инфляции

Внеплановые ремонты на НПЗ из-за износа оборудования и прилетов БПЛА в основном происходили в первой половине уходящего года. Тогда даже стали говорить о рисках возникновения дефицита АИ-95 на рынке, но они не оправдались. Проблемы с заменой вышедшего из строя оборудования для НПЗ, недоступного для наших компаний из-за санкций, сохранились и сейчас, но заводы работают. Чиновники, нефтяники и эксперты в один голос говорят, что дефицита топлива на рынке нет. Причем, чтобы не допустить даже намека на него, периодически в России вводился запрет на экспорт бензина. Последний был снят только с начала декабря.

Сложности с логистикой, быстрой и своевременной доставкой топлива в регионы были у нас всегда. Сейчас, правда, они усугубились из-за высокой загрузки железнодорожных магистралей, ведущих на восток и юг, где теперь находятся наши основные торговые партнеры. А любые проблемы с доставкой всегда толкают цены на товары вверх. Впрочем, сообщений о серьезных перебоях с поставками и глобальной нехватке топлива в регионах не было.

Что касается рубля, то, как отмечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, вся наша система налогообложения, в том числе сырьевых товаров, завязана на иностранные, западные рынки и котировки в долларах. Поэтому ослабление рубля к валютам этих рынков означает рост экспортной альтернативы и, соответственно, автоматически начинает подгонять цены на внутреннем рынке вверх.

Поэтому рассчитывать, что в следующем году цены на АЗС остановятся, не стоит, хотя рост опять будет ограничен уровнем инфляции. Как поясняет Станкевич, среди мер, которые будут рассматриваться в будущем году правительством и Государственной Думой, - увеличение порогов отклонения цен для выплаты демпфера (механизма компенсаций из бюджета нефтяникам части упущенной экспортной выгоды при поставках топлива на внутренний рынок по низким ценам) отдельно по бензину и по дизельному топливу. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс рассматривались в ноябре, их принятию препятствовало отсутствие консолидированной позиции правительства. В декабре нефтяные компании направили вице-премьеру Александру Новаку очередное ходатайство по этому вопросу.

Гусев отмечает, что у правительства остается на крайний случай весьма действенный, хотя и не рыночный инструмент - запрет экспорта. Кроме того, ожидаются новые корректировки демпфера. К примеру, ФАС уже в декабре предложила разделить демпфер еще и по маркам бензина АИ-92 и АИ-95 (сейчас считается только по АИ-92). Но рынок очень ждет системной работы. Нужно что-то решать с поставками по железной дороге, строить новые нефтепродуктопроводы, задействовать другой транспорт - автомобильный, речной. Ну и, конечно, необходимо законодательно закрепить приоритет поставок топлива на внутренний рынок, сейчас этого нет, уточняет эксперт.

Прочитать статью целиком