Интернет обожает милых животных, это ни для кого не секрет. Но почему они становятся вирусными знаменитостями? Почему люди постоянно делятся между собой фотографиями и роликами со зверушками? Портал National Geographic рассказал о научной подоплеке феномена.
Что делает животных (и людей) милыми?
Первая остановка для всех, кто заинтересован в т.н. феномене миловидности — научная работа 1943 года, опубликованная австрийским этологом Конрадом Лоренцом. Он сгруппировал атрибуты, благодаря которым мы воспринимаем детей и детенышей животных как милых, в единую концепцию под названием киндхенсхема. Из ключевых признаков: большой размер головы относительно тела, выдающийся лоб, крупные глаза, посаженные низко на голове, маленький рот и нос, круглые, пухлые щеки и тело, толстые конечности и неуверенные движения.
Лоренц утверждал, что реакция нашего мозга на малышей — эволюционная адаптация. Миловидность инстинктивно вызывает желание заботиться и защищать, что повышает шансы вида на выживание. По мнению ученого, инстинктивную реакцию человека на миловидность нельзя подавить.
Ученые обнаружили, что атрибуты киндхенсхемы наблюдаются среди разных животных, особенно в тех видах, чье молодое потомство нуждается в заботе. Вероятно, из-за этого люди считают одних животных более милыми, чем другими.
Однако теория Лоренца не объясняет феномен полностью. Миловидность — нечто большее, чем триггер для инстинктов. Хотя научные работы подтверждают, что реакция человека действительно уходит корнями в выживание вида, специалисты все чаще начинают говорить, что дело в чем-то большем. Милые животные вызывают целый спектр сильных, преимущественно положительных, эмоций. Мозг задействует регионы, связанные с чувствами, наградой, мотивацией и удовольствием. Кроме того, миловидность способствует социальному поведению и гуманизации.
Пожалуй, научная неспособность описать полный спектр эмоций, которые провоцирует миловидность, упирается в языковые ограничения. Так, при взгляде на маленьких котят, человек может ощутить эмпатию, нежность, сочувствие, желание позаботиться о них. Миловидность мотивирует к сближению — именно поэтому котят хочется взять на руки и погладить, даже если у человека нет желания защищать или воспитывать животных.
Но есть одно слово, которое подбирается к сути определения ближе других — японское kawaii, или каваий. В Японии оно связывает миловидность с чем-то маленьким и простым. Если говорить о животных, как реальных, так и нарисованных, то их маленькие размеры и визуальная простота подчеркивают атрибуты киндхенсхемы Лоренца.
Почему в соцсетях так много фотографий милых животных?
Трудно найти человека, которому не понравилась бы фотография спящей кошки — и это не случайно. Погоня за миловидностью и желание делиться милыми фотографиями мотивирована эскапизмом: идеализацией спокойной жизни.
Для домашних животных жизнь под опекой означает безмятежность в любом возрасте. Помимо этого, людей отдельно привлекают детеныши животных, находящиеся в возрасте социализации: они активно и бесстрашно изучают окружающий мир, в котором им все кажется новым и интересным. Например, отчасти именно в этом секрет популярности Му Денг — карликового бегемотика и вирусной сенсации 2024 года.
К тому же, людям проще романтизировать милых животных, т.к. они не могут возражать или жаловаться на отношение к себе. Не говоря уже о том, что многие виды животных остаются маленькими на протяжении всей жизни — в отличие от людей, которые рано или поздно взрослеют и стареют.