Треть всех студентов в вузах сегодня обучается по экономике и юриспруденции. Об этом накануне говорил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. В январе спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила сократить прием в университеты на «невостребованные» специальности. Сенатор обращала внимание, что в России уже уменьшили прием в вузы на юристов и экономистов.
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев в интервью «Свободной Прессе» отметил, что эти специальности оказались в приоритете, когда на первый план вышла рыночная экономика, вопросы менеджмента, финансов, самостоятельных предприятий, которые стали действовать как бизнес-структуры.
«Одновременно институты тоже перешли на такое хозрасчетное начало. Платные места публика требовала открывать там, где, как они полагали, они дальше будут получать солидную заработную плату. И вузы пошли навстречу рыночным требованиям и наоткрывали всяких экономических факультетов, где только можно», — уточнил собеседник издания.
Со временем стало понятно, что экономисты, точнее их количество, не так уж востребованы на рынке, и многие, получив диплом, шли работать куда попало вплоть до общепита. Также срабатывал миф, что на «экономе» легче учиться, чем на условном инженерном факультете. Это в какой-то степени правда, но сегодня кардинально сменился вектор развития, в том числе зарплатный вектор, подчеркнул Беляев.
По словам Фалькова, из 4 с лишним миллионов студентов примерно треть обучается по экономике и юриспруденции. При этом в последние пять лет идет последовательное сокращение бюджетных мест на эти специальности, но 86% там обучаются на платной основе.
«Это явно не соответствует запросу экономики на кадры. Платное обучение также надо нацелить на потребности и задачи государства», — указал министр.
Адвокат, председатель МКА «Швырева и партнеры» Надежда Швырева пояснила «Свободной Прессе», что желание получить образование за деньги — это абсолютно зона ответственности того человека, который принял такое решение. Возможно, он не собирается работать непосредственно в юриспруденции, но обучается для того, чтобы получить необходимые знания и затем лучше справляться со своими обязанностями по основной специальности.
«Юриспруденция, в принципе, наука смежная со многими сферами. Везде, где нужно руководствоваться законом, есть юристы. В любой сфере могут возникнуть судебные споры. Соответственно, люди получают юридическое образование, в том числе для того, чтобы знать, как правильно себя защищать, или как правильно выстроить работу, чтобы наоборот не приходилось себя защищать. Им важно разобраться, как правильно взаимодействовать с государственными и правоохранительными органами. Ведь среди юристов не только судебники, есть те, которые учатся правильно писать договоры применительно к определенной сфере деятельности. И без знаний гражданского законодательства и правоприменительной практики ты никуда здесь не денешься», — подчеркнула Швырева.
Беляев согласен с тем, что если человек платит деньги, значит, «хочу получить то образование, которое я хочу получить, и я за это плачу». Но сегодня образовался дефицит иных специалистов.
«Тогда была потребность, рыночный запрос на экономистов и юристов, и им платили большие деньги. Сегодня, повторюсь, вектор сменился. Значит, вы должны обеспечить зарплату в этих секторах, и тогда туда пойдут люди. Сколько бы вы ни делали этих самых бюджетных мест в вузах, люди получат дипломы и все равно с этими дипломами уйдут туда, где платят деньги», — заключил финансист.
Ранее Центробанку предложили вернуть на купюры российский флаг, как один из главных государственных символов страны.