После санкций иностранные производители аэронавигационного программного обеспечения ушли с российского рынка. Авиакомпании РФ переключились на отечественные решения. «Аэрофлот» использовал один продукт, но в декабре 2024 года перешел на другой. После этого начались проблемы.
Рассказывает летчик первого класса, командир А-320, отличник «Аэрофлота» Андрей Литвинов:
Андрей Литвинов летчик первого класса, командир А-320, отличник «Аэрофлота» «Все начало работать так, что у летчиков стали шевелиться волосы на голове. Жалобы начались еще до Нового года, причем массовые жалобы, на то, что летчики в полете остаются без программного обеспечения. Там все: загрузка данных аэродрома, загрузка данных маршрута следования, загрузка данных захода на посадку и выхода из района аэродрома. То есть там все аэродромные данные. Вся информация хранится в этих планшетах. Они не работают. Летчики остаются без навигации в полете. Это очень серьезно и очень опасно».
Возможно, здесь есть некоторое преувеличение. Пилоты по электронным планшетам не летают, они используют бортовое аэронавигационное оборудование. А в планшеты загружается различная документация, включая маршрут, схемы взлета и захода на посадку в различных аэропортах. Для навигации эти гаджеты тоже можно использовать, но это скорее их вспомогательная функция.
Продолжает заслуженный пилот России Юрий Сытник:
Юрий Сытник заслуженный пилот России «Системы навигации проводят коррекцию только по ГЛОНАСС и по GPS в тех районах, где устойчивая работа. Но это все равно является вспомогательной системой навигации. Основная — это то, что заложено в самолете, то, что сертифицировано заводом-изготовителем и конструктором. Поэтому в свое время, в 2005-2010 годах, нам не рекомендовали пользоваться GPS, потому что уже тогда американцы баловались и заводили наши самолеты вне полосы. Потом это сошло на нет, потому что пошли американские машины Boeing и европейские Airbus, и там все работало. Но сейчас в связи с тем, что мы немножко под санкциями находимся какое-то время, скорее всего, опять некорректная работа».
«Бизнес FM» сознательно не приводит название сбойного отечественного аэронавигационного софта и российских планшетов, на которых он установлен, поскольку официальных комментариев на момент подготовки материала не было.
По информации СМИ, московская прокуратура начала проверку по фактам массовых жалоб пилотов «Аэрофлота» на сбои в работе полетных планшетов. Редакция «Бизнес FM» направила запросы в авиакомпанию и прокуратуру, а также разработчикам аэронавигационного ПО и надеется получить ответы.