«Нецелесообразно, неразумно и недостойно»: верховный лидер Ирана выступил против диалога с США

2 часов назад 6

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи назвал нецелесообразным ведение переговоров с Соединёнными Штатами. Он напомнил, что во время первого президентства Дональда Трампа США не выполняли обязательства по ядерной сделке, а затем разорвали соглашение. Хаменеи также пообещал действовать зеркально в отношениях с Вашингтоном. На этой неделе глава Белого дома подписал меморандум о возобновлении «максимального давления» на Тегеран. При этом он назвал преувеличенными сообщения о желании США и Израиля уничтожить Иран и высказался за реализацию новой ядерной сделки. Как отмечают эксперты, агрессивный курс Штатов в совокупности с оказанием поддержки Израилю может привести к серьёзным последствиям для США.

Иран не планирует вести переговоры с Соединёнными Штатами, поскольку те не выполняют взятые на себя обязательства. Такую позицию высказал верховный лидер исламской республики аятолла Али Хаменеи.

«С таким государством вступать в переговоры не следует: это нецелесообразно, неразумно и недостойно, — заявил он. — Переговоры с Америкой не помогут решить ни единой проблемы. Доказательство? (Прошлый. — RT) опыт!»

Верховный лидер Ирана в своём выступлении сослался на опыт заключения ядерной сделки с Западом. Несмотря на то, что Иран пошёл на значительные уступки в рамках соглашения, США не выполнили свои обязательства, пишет информагентство IRNA.

«Американцы не стали выполнять условия того самого соглашения. И разорвал его тот самый человек, который сейчас у руля (в США. — RT). Согласно тому соглашению, США должны были снять санкции. И не сняли! Американские санкции сняты не были», — подчеркнул аятолла Хаменеи.

Напомним, в июле 2015 года после нескольких лет напряжённых обсуждений был достигнут консенсус по Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД). В рамках этого соглашения Иран и «группа 5+1» — пять постоянных членов Совета Безопасности ООН (Россия, Китай, Великобритания, Франция и США) и Германия — договорились о снятии санкций с Ирана в обмен на введение строгого международного контроля за ядерной программой Ирана, которая будет использоваться исключительно в мирных целях.

В мае 2018 года администрация Белого дома под руководством Дональда Трампа в одностороннем порядке вышла из СВПД и возобновила действие санкций против ИРИ. В 2019 году Тегеран заявил о начале поэтапного сокращения своих обязательств по СВПД. Вашингтон в годы президентства в США Джо Байдена предпринимал попытки вернуть атомную программу Ирана к положениям, закреплённым в соглашении.

  • Аятолла Али Хаменеи
  • Gettyimages.ru
  • © Iranian Leader Press Office / Handout / Anadolu

Вместе с тем, как отметил Хаменеи, Иран не возражает против проведения переговоров и активно взаимодействует с представителями всех государств мира.

«Единственным исключением здесь выступает Америка. Израильский режим мы к исключениям, конечно, не относим, потому что там вообще не государственная власть, а скорее банда преступников, которая захватывает земли», — добавил верховный лидер ИРИ.

Иран, по его словам, будет действовать зеркально в отношениях с Соединёнными Штатами.

«Если они будут угрожать нам (словесно. — RT), мы будем угрожать в ответ. Если они свою угрозу исполнят, мы исполним свою. Если они нарушат безопасность нашей страны, мы, несомненно, нарушим их безопасность», — заключил Али Хаменеи.

Ранее на этой неделе, 4 февраля, Дональд Трамп подписал президентский меморандум в сфере национальной безопасности о возобновлении «максимального давления» на власти Ирана, пресечении любого пути Тегерана к получению ядерного оружия и противодействии «злонамеренному иранскому влиянию» за рубежом. В документе среди прочего говорится об активизации усилий по сокращению экспорта иранской нефти.

После этого глава Белого дома на совместной пресс-конференции с премьером Израиля Биньямином Нетаньяху и в соцсетях предложил Ирану заключить «отличную сделку» по ядерной программе.

«Я хочу, чтобы Иран был великой и успешной страной, но при этом не мог бы обладать ядерным оружием. Сообщения о том, что Соединённые Штаты, сотрудничая с Израилем, собираются разнести Иран на мелкие кусочки, сильно преувеличены. Для меня гораздо предпочтительнее было бы мирное соглашение в ядерной сфере с проверками, которое позволит Ирану мирно расти и процветать», — говорится в посте Трампа в соцсети Truth Social.

  • Президент США Дональд Трамп
  • Gettyimages.ru
  • © Anna Moneymaker

Обеспокоенность президента США в связи с перспективой получения ИРИ ядерного оружия не имеет оснований, поскольку Тегеран привержен Договору о нераспространении ядерного оружия, а в республике действует религиозное предписание о запрете производства подобного вида вооружений. Об этом на этой неделе заявил министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи.

«Максимальное давление — неудачный опыт, и повторная попытка приведёт ещё к одной неудаче», — цитирует его ТАСС.

При этом агентство Reuters со ссылкой на высокопоставленного иранского чиновника писало, что Тегеран хотел бы, чтобы США оказали влияние на Израиль, если они хотят прийти к соглашению.

Израильская загвоздка

Как отмечают опрошенные RT эксперты, Дональд Трамп ещё в ходе своего первого президентства проводил достаточно агрессивную политику в отношении Ирана — сейчас ситуация повторяется.

«Трамп в своей обычной манере совершает такой наскок на оппонента и думает, что его испугаются. Но Иран — это полноценное государство и более сильное, чем, к примеру, та же КНДР, с которой Трамп договорился в ходе своего первого срока. А вот эта политика максимального давления на Иран может обернуться серьёзными проблемами для самих Штатов, учитывая влияние республики на мировой рынок нефти», — сказал профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев.

Он заметил, что Тегеран вполне имеет право делать заявления о недоговороспособности США, учитывая, что ядерная сделка с Ираном, заключённая во времена президентства Обамы, была уничтожена Трампом, после чего Вашингтон стал вводить новые санкции.

«Иран может предъявлять претензии о том, что с США нельзя иметь дело, потому что сначала заключаются всевозможные сделки, а потом приходит новый президент и отменяет их. Скажем так, США действительно непостоянный партнёр», — подчеркнул эксперт.

Со своей стороны, востоковед Саид Гафуров считает, что действия администрации Дональда Трампа на иранском треке имеют прежде всего внутриполитический характер, который направлен на регулирование позиций различных групп влияния в США. При этом он полагает, что Тегеран и Вашингтон уже ведут некие закрытые от посторонних глаз консультации.

«Если будет найдена какая-то политическая концепция, которая позволит достичь прорыва в американо-иранских отношениях, то заработает механизм обмена мнениями, начнутся переговоры. Сейчас же обе стороны друг друга услышали и поняли, но совсем не то, что там было сказано вслух», — заявил собеседник RT.

По мнению эксперта, США обеспокоены в первую очередь ростом политического влияния Ирана в ближневосточных государствах, из которого складывается так называемая ось сопротивления проамериканским силам.

«Нефтяной бизнес и деловые интересы для Ирана намного важнее, чем разработка ядерного оружия», — сказал Гафуров.

Также на russian.rt.com «Смягчить тон высказанной идеи»: западные СМИ — о деталях плана Дональда Трампа по Газе

Эксперты также полагают, что достижение соглашения между Соединёнными Штатами и Ираном будет непростой задачей, поскольку Вашингтон открыто демонстрирует намерение усилить поддержку Израиля, что неизбежно приведёт к эскалации напряжённости в регионе.

«Как мы знаем из законов физики, сила действия равна силе противодействия. Так и тут: излишнее усиление еврейского государства будет рождать новые силы в арабском регионе, которые станут им противостоять. Израильские действия в секторе Газа нанесли серьёзный имиджевый удар по еврейскому государству, ведь значительная часть мира посчитала их действия чересчур жестокими. Таким образом, Израиль и Америка рискуют лишь увеличить свой негативный имидж во многих странах мира», — сказал Олег Матвейчев.

Саид Гафуров также отметил, что Израиль может очень быстро разрядить ситуацию в регионе, просто реализовав предписания ООН об урегулировании палестино-израильского конфликта и реализовать права палестинцев на создание собственного независимого государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.

«Ключ от консенсуса в Тель-Авиве. Достаточно вернуть беженцев, создать единое государство, и всё — проблемы не существует. Решение давно есть, палестинцы и иранцы на него согласны. Но мне кажется, что это не то решение, к которому готов и президент Трамп. Но очевидно, что мировое сообщество должно обеспечить палестинцам справедливое решение», — отметил он.

Российская поддержка

Решение Вашингтона возобновить «максимальное давление» на Тегеран не стало сюрпризом для Москвы, отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в ходе брифинга 6 февраля.

По её словам, российская сторона считает, что любые односторонние принудительные меры противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права, поскольку введены в обход мандата Совета Безопасности ООН.

Также по теме

«По-настоящему прорывной документ»: Путин и Пезешкиан подписали договор о стратегическом партнёрстве между РФ и Ираном

Владимир Путин и Масуд Пезешкиан подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. Соглашение...

«Именно в таком ключе собираемся продолжать работать с иранскими друзьями, последовательно укрепляя взаимовыгодное сотрудничество на всех направлениях в интересах народов наших стран. Внешнее давление и санкции этому не помеха. Мало того, иногда они даже как-то стимулируют в двусторонних контактах. Санкции как катализатор повлияли на ускорение процессов, что долго созревали или вызревали», — сказала она.

Добавим, что в середине января 2025-го президенты Владимир Путин и Масуд Пезешкиан подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Ираном. Соглашение состоит из 47 статей, которые посвящены развитию сотрудничества в политической, экономической, военной, культурно-гуманитарной, научно-технической и других областях.

Эксперты в разговоре с RT также отметили, что отношения России и Ирана лишь укрепляются, несмотря на попытки Америки оказывать давление на страны своими санкциями.

«Россия ориентируется в своей внешней политике на свою внешнюю политическую доктрину, и мы ни в коей мере не оглядываемся на Америку. Иран — наш ближайший сосед, с которым мы находимся на одном пути развития, и это сотрудничество будет продолжаться, несмотря ни на что», — заявил Олег Матвейчев.

Саид Гафуров также отметил, что добрососедские отношения важны как для Ирана, так и для России. При этом он подчеркнул, что для Тегерана российское направление является приоритетом последние несколько десятилетий.

«Для Ирана очень важно сохранять хорошие, а сейчас и стратегические отношения, но при этом не следует думать, что они готовы ради этого поступаться собственными финансовыми и экономическими интересами», — заключил он.

Прочитать статью целиком