В нашей стране действует единый социальный портал алкогольного рынка и мобильное приложение «Антиконтрафакт Алко», через которые россияне могут пожаловаться на обнаруженные нарушения продаж спиртного. Соотечественники активно пользуются сервисами, причем наметилась уже десятка активистов с выраженной гражданской позицией, которые систематически уведомляют о непорядке на прилавках. К примеру, на счету лидера рейтинга под ником «Элвис» уже больше тысячи обращений. Чтобы повысить результативность процесса, целесообразно простимулировать деятельных россиян, отличившихся в борьбе с поддельным алкоголем.
Сейчас этот вопрос прорабатывают в Росалкогольтабакконтроле. Один из возможных вариантов: вовлечение в процесс предприятий отрасли, работающих в легальном поле, которые могли бы предусмотреть в своих бюджетах материальное вознаграждение наиболее отличившихся бойцов антиконтрафактного фронта. Об этом «Парламентской газете» рассказал руководитель ведомства Игорь Алешин.
Гражданская инициатива
Действующая с 2006 года Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) позволяет следить за всеми этапами производства, распределения и продажи алкогольной продукции от завода до прилавков магазинов. Подключение к системе обязательно для всех, кто торгует градусными напитками, в том числе слабоалкогольными и пивом.
Подробно о перспективах развития уникальной цифровой платформы, которая не допускает проникновения на рынок контрафактной продукции, депутатам Госдумы рассказали в Федеральной службе по контролю за алкогольным и табачным рынками в ходе выездного заседания думского комитета по экономической политике 17 января.
По оценке главы комитета Максима Топилина, хорошим помощником помимо ЕГАИС в борьбе с контрафактным алкоголем является цифровая система «Антиконтрафакт Алко», однако, по мнению депутата, вполне реально повысить ее результативность. Прежде всего, за счет совершенствования механизма вовлечения в процесс самих россиян, которые готовы бескорыстно помогать органам правопорядка выявлять нарушения. «Не факт, что придется вносить изменения в законодательство. Может быть, это потребует просто регламентации работы или каких-то соглашений с субъектами. Надо посмотреть», — отметил он в беседе с «Парламентской газетой».
Сейчас дело осложняется тем, что не всегда вовремя обращения россиян рассматриваются ведомствами, которые подключены к системе. Поэтому необходимо, прежде всего, повысить заинтересованность в конечном результате регионов, согласно закону, получающих солидную долю акцизов от продаж крепкого алкоголя. Ведь, согласно утвержденным в 2018 году поправкам в Бюджетный кодекс, норматив зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в региональные бюджеты составляет 80 процентов (ранее 50%), в федеральный бюджет — 20 процентов.
«Естественно, мы понимаем, что борьба с нелегальной продукцией эффективна только на местах, там, где происходит розничная продажа, — пояснил Игорь Алешин. — Поэтому, конечно, от позиции гражданского общества в этом вопросе многое зависит». По словам главы федеральной службы, технически решить задачу ничто не мешает: система ЕГАИС дает возможность отслеживать движение спиртного на всех официальных точках розничной продажи страны.
Нужны хорошие стимулы
В Росалкогольтабакконтроле готовы поделиться с законодателями своими предложениями по совершенствованию механизма. Главное в решении вопроса — наладить контроль поступающих от граждан сигналов, понять, что мешает своевременно обрабатывать информацию органам исполнительной власти, отметил Алешин. А с другой стороны, нужно вовлекать в процесс общественность, в том числе стимулируя ее активность.
«Мы сейчас прорабатываем эту тему. В том числе, как вариант, подключение предприятий отрасли, которые работают в легальной плоскости — чтобы, может быть, они рассмотрели, грубо говоря, возможность стимулирования человека по итогам года, если тот попадет, скажем, в десятку передовиков. Возможно, какая-то премия или что-то еще», — уточнил глава федеральной службы.
Еще одна идея, которая, по мнению Максима Топилина, поможет в борьбе с контрафактом, а потому достойна дополнительной проработки, заключается в том, чтобы создать определенный государственный идентификатор для розничной торговли. «К примеру, человек подошел к магазину, посмотрел, проверил, если знак есть, то он сразу получит сигнал. Я не про каждую конкретную бутылку, а вообще, по качеству розницы, которая участвует в легальном процессе», — предложил депутат.
Ранее «Парламентская газета» сообщала, что Комитет Госдумы по экономической политике рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предусматривает полный перенос маркировки импортной алкогольной продукции федеральными специальными марками (ФСМ) на территорию России с 1 марта 2026 года. Сейчас маркировать импортный алкоголь на складах в РФ возможно только в рамках эксперимента в отдельных регионах страны. Рассмотреть документ планируют в ходе пленарного заседания Госдумы 21 января.
По мнению Максима Топилина, вносимые законопроектом изменения позволят снять риски введения недружественными странами запрета на маркировку федеральными специальными марками алкогольной продукции на их территории, а также создать новые инфраструктурные объекты и рабочие места на территории нашей страны.