Калининградская область стала одним из приоритетов стратегии пространственного развития России. Документ был одобрен распоряжением кабмина в конце 2024-го и рассчитан на период до 2030 года с прогнозом ещё на шесть лет.
Наш регион включён в перечень «геостратегических территорий РФ», наряду с ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областями, а также Республикой Крым и Севастополем. Благодаря этому области обещают некоторые изменения.
Например, предложено создать на базе бывших площадок по производству автомобилей межрегиональный промышленный кластер в той же отрасли. Мощности, вероятно, будут объединены с заводами Санкт-Петербурга и Ленобласти.
Обеспечить экономическую безопасность Калининградской области планируют за счёт развития производств, ориентированных на потребителей внутри региона, и снижения зависимости от импорта и перевозки грузов из других субъектов России. Глубину переработки продукции на месте хотят повышать.
Следующий аспект, который позволит региону экономически развиваться — устойчивое и доступное транспортное сообщение с основной территорией страны. Речь про дальнейшее субсидирование и авиабилетов, и морских перевозок для жителей и организаций.
Декларация развития, по сути, закрепляет все те процессы, которые уже идут и являются естественной реакцией на происходящее вокруг и внутри Калининградской области, считает экономист Павел Голубев.
«Просто всё это теперь приобрело формальный, официальный и регламентный характер, — считает эксперт. Что касается потенциальных цен на местную продукцию, то никакой панацеи от роста её себестоимости нет. Всё по-прежнему будет зависеть от доступности сырья, льгот, субсидий, инфляции внутри региона и прямых инвестиций из «большой России».
По мнению Голубева, импортные товары в нашем регионе будут по-прежнему конкурентоспособны.
«Импорт испытывает давление лишь с двух сторон — слабость рубля и непрерывно растущие акцизы. Оба этих фактора не только делают его более дорогим, а местную продукцию более востребованной, но и снижают покупательную способность жителей региона. Снижение стоимости и себестоимости товаров и продуктов на таком изолированном рынке как Калининградская область процесс крайне сложный и, к сожалению, долгий. А ещё — дорогой», — говорит Голубев.
В конце 2024-го обычные авиабилеты были даже доступнее субсидируемых.