ТАСС-ДОСЬЕ. 4 февраля 2025 года США вводят 25-процентные таможенные пошлины на импорт товаров из Мексики и Канады, а также 10-процентные тарифы на продукцию из Китая. Указ об этом президент США Дональд Трамп подписал 1 февраля. Целью этих мер он назвал необходимость остановить миграцию и поставки наркотиков через границы с Канадой и Мексикой, а также сократить торговый дефицит США. Тарифы могут быть увеличены, если власти этих стран прибегнут к ответным мерам. По данным Бюро экономического анализа США, на Китай, Канаду и Мексику приходится треть всех импортируемых США товаров и услуг, совокупный импорт из этих стран в 2023 году составил $1,32 трлн. Американские СМИ оценили введение высоких пошлин в отношении трех крупнейших торговых партнеров как новый период конфронтации во внешней политике США. В свой первый президентский срок (2017-2021) Дональд Трамп уже вел торговую войну с этими странами.
Китай
Обострение американо-китайских торговых противоречий пришлось на 2018-2019 годы, когда Дональд Трамп обвинил Китай в использовании субсидий для снижения экспортных цен на свои товары и препятствовании импорту из США, а также в нарушении прав американских компаний в сфере интеллектуальной собственности. Он пообещал ужесточить торговую политику в отношении этой страны, являвшейся на тот момент главным экономическим партнером США, с целью выравнивая баланса в торговле с ней. По данным Бюро переписи населения США (главное статистическое ведомство страны), в 2017 году двусторонний товарооборот составлял $635 млрд, дисбаланс США - $375 млрд.
В марте 2018 года Дональд Трамп подписал указ о введении пошлин на ряд китайских товаров, затем были применены дополнительные тарифы (от 10% до 25% в зависимости от номенклатуры), и уже к лету 2019 года они были распространены на товары стоимостью порядка $250 млрд. В частности, под ограничения подпали сталь, алюминий, автомобили и мотоциклы, электроника, продукция химической промышленности, мебель, одежда, продукты питания. 1 августа 2019 года Дональд Трамп объявил о намерении обложить дополнительными пошлинами в 10% китайские товары на сумму $300 млрд. Власти Китая установили таможенные сборы на американские товары (5% и 10%) стоимостью $110 млрд, в 2019 году увеличили пошлины на ряд товаров до 25%, в том числе на сжиженный природный газ.
Осенью 2019 года стороны пошли на некоторые уступки в отношении друг друга. Так, Китай освободил от дополнительных импортных пошлин несколько категорий товаров из США, власти США приостановили ограничения на более 400 китайских товаров. В январе 2020 года Вашингтон и Пекин заключили торговое соглашение (первая фаза сделки; предполагавшаяся вторая не заключена). Китай обязался повысить объем закупок товаров и услуг у США (дополнительно приобрести в течение двух лет товаров на общую сумму $200 млрд) и снизить пошлины, США же отказались от дальнейшего повышения тарифов на китайские товары. При этом все действующие тарифы и пошлины остались в силе. В результате в 2020 году дефицит США сократился до $332,5 млрд. По сравнению с 2017 года экспорт из США в КНР упал на $5,1 млрд, импорт - на $68,6 млрд. В это же время США стали использовать систему разного вида ограничений для конкурирующих с американскими производителями китайских IT-компаний (ZTE, Huawei, Sugon и др.), а также под различными предлогами вводить санкции против компаний и официальных лиц КНР.
Президент Джо Байден (2021-2025) продолжил санкционную политику Трампа. США обвиняли Китай в экономической агрессии и невыполнении торгового соглашения (Пекином было закуплено товаров на сумму, составляющую лишь 60% от обещанного). А власти КНР обвиняли Штаты в подрыве международного торгового порядка путем односторонних санкций.
При Байдене санкционная политика США была сфокусирована на ограничении экспорта в Китай высоких технологий. Так, в октябре 2022 года Минторг США ввел правила, ограничивающие поставки в Китай полупроводников и оборудования для их производства. В августе 2023 года Байденом был подписан указ об ограничении инвестиций США в технологическую область КНР, включая разработку в стране полупроводников, микроэлектроники, квантовых технологий и искусственного интеллекта. В сентябре 2024 года были введены повышенные тарифы на экспорт из Китая электромобилей, солнечных и иных батарей, а также на сталь и алюминий. Китай в ответ ограничил экспорт галлия и германия и ввел санкции против ряда военно-промышленных компаний США.
В 2023 году, согласно данным американского Бюро переписи населения, товарооборот США с Китаем составил $574,7 млрд, экспорт в Китай - $147,7 млрд, импорт из Китая - $426,8 млрд, дефицит торгового баланса - $279 млрд (за 11 месяцев 2024 года - $532,4 млрд и $270,4 млрд соответственно). По импорту Китай в 2023 году занял второе место в товарообороте США (13,9%), по экспорту - третье место (7,3%). В товарообороте Китая, по данным Главного таможенного управления этой страны, США занимают первое место по экспорту (14,8%) и второе по импорту (6,4%).
Канада
Между США и Канадой было заключено несколько торговых соглашений, снизивших или отменивших пошлины на ряд товаров. Среди них - договор 1965 года, упразднивший пошлины на автомобильные транспортные средства и запчасти, соглашение о свободной торговле 1989 года (КУСФТА; CUSFTA - Canada-United States Free Trade Agreement), предполагавшее поэтапную отмену торговых барьеров в течение 10 лет, в 1994 году его заменило Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА; NAFTA - North American Free Trade Agreement), к которому присоединилась и Мексика. Оно предусматривало поэтапную отмену таможенных пошлин во внутренней торговле, либерализацию торговли услугами и инвестиционного режима, защиту прав интеллектуальной собственности, сотрудничество в сфере борьбы с загрязнением окружающей среды и другое. К моменту вступления в силу НАФТА большинство пошлин в торговле товарами между США и Канадой уже были отменены, полностью положения этого документа были выполнены к 2008 году.
Пришедший к власти в январе 2017 года Дональд Трамп назвал НАФТА "худшей сделкой в истории США" и инициировал переговоры по изменению этого документа, пригрозив в противном случае выйти из него в одностороннем порядке. Весной 2018 года Трамп развязал торговую войну с рядом стран, введя пошлины на сталь (25%) и алюминий (10%), в том числе из Канады. Их применение он обосновал необходимостью нарастить объем выпуска металлургической продукции в США и снизить зависимость страны от импорта сырьевых стали и алюминия. В ответ Канада подняла до 25% пошлину на американскую продукцию из металла и до 10% на другие товары. В список вошли товары на сумму $12,6 млрд. В мае 2019 года Вашингтон и Оттава согласились снять взаимные ограничения.
В 2020 году стороны достигли договоренности о замене НАФТА на Соглашение США, Мексики и Канады (ЮСМКА; USMCA - United States-Mexico-Canada Agreement). Основные изменения в этом документе коснулись сферы сельского хозяйства, металлургической и автомобилестроительной отраслей. В частности, Канада открыла для американского экспорта часть своего молочного рынка и обязалась прекратить поддержку своей молочной промышленности. В обмен на это США увеличили квоты на молочную продукцию, продукты из арахиса, сахар из Канады. Были установлены более строгие требования к ввозимым в США из Канады и Мексики автомобилям - не менее 70% всей стали, алюминия и стекла, которые используются при их производстве, и 75% всех комплектующих автомашин должны быть произведены в странах - участницах соглашения.
По данным Бюро переписи населения США, в 2023 году объем торговли товарами и услугами между двумя странами составил почти $773 млрд, экспорт в Канаду - $354,356 млрд, импорт из Канады - $418,618 млрд, дефицит торгового баланса США - $64,262 млрд. В долях американского экспорта и импорта Канада заняла первое и третье место - 17,5% и 13,7% соответственно. По данным правительства Канады, на США в 2023 году пришлось 77,1 % объема канадского экспорта и 49,6 % импорта.
Основные разногласия в торгово-экономическом сотрудничестве в основном касаются налогов на цифровые услуги, полезных ископаемых, торговли медицинскими препаратами, автомобильной, молочной и лесной промышленности. Так, США обвиняет Канаду в чрезмерном субсидировании производства пиломатериалов и вмешательстве в ценообразование на эту продукцию и утверждают, что власти Канады используют сложную систему тарифных квот, которая сохраняет долю рынка страны для канадских молокоперерабатывающих компаний, а также обвиняют Канаду в демпинге цен на молочную продукцию на мировом рынке.
Мексика
Еще при вступившему в силу НАФТА в 1994 году были ликвидированы тарифы на половину позиций мексиканского экспорта в США и на одну треть американского экспорта в Мексику. Оставшиеся торговые барьеры между странами постепенно отменялись в течение 15 лет. Настаивавший на пересмотре этого соглашения Дональд Трамп неоднократно заявлял, что сделка повлекла за собой перевод американских производств в Мексику, что вызвало сокращение рабочих мест в США и разорение американских компаний.
В процессе переговоров по разработке новых условий соглашения Вашингтон оказывал экономическое давление на Мексику. Так, в 2018 году Мексика была включена в перечень стран, для которых США ввели пошлины на сталь и алюминий - 25% и 10% соответственно (отменены в мае 2019 года). Кроме того, американская администрация угрожала введением 25-процентной пошлины на импорт автомобилей и запчастей, если Мексика не сможет обуздать поток мигрантов и незаконный оборот наркотиков на своей северной границе. В 2020 году соглашение между странами было перезаключено. Помимо требований о доли стали, алюминия и комплектующих, используемых в производстве автомобилей, договор ЮСМКА установил, что автомобили на 40% должны производиться рабочими, оплата труда которых составляет не менее $16 в час (это было одним из главных условий Вашингтона, поскольку перенос предприятий в Мексику был обусловлен более дешевой рабочей силой).
В 2023 году, согласно отчету Бюро переписи населения США, Мексика, обогнав Китай, стала крупнейшим торговым партнером США с общим объемом двусторонней торговли в $797,958 млрд. Экспорт в Мексику составил $322,742, импорт из Мексики - $475,216, дефицит торгового баланса США превысил $150 млрд. Согласно данным Банка Мексики, в США направляется почти 83% мексиканского экспорта и 43% приходится на импорт Мексики из США.
Введение дополнительных пошлин на импорт товаров из Мексики в 2025 году обусловлено не только потоком мигрантов и наркотиков в США, еще одной причиной стало предположение, что Мексика является каналом, по которому на территорию США без уплаты пошлин попадают товары из КНР. В 2022 году объем экспорта Китая в Мексику превысил $90 млн, основные экспортируемые товары - автомобильные запчасти, детали для офисной техники и техническое оборудование. В соответствии с положениями ЮСМКА, товары, содержащие детали и компоненты из других стран, но при этом произведенные на мексиканской территории, считаются произведенными в этом регионе, а значит могли беспошлинно транспортироваться в США. Среди товаров, которые Мексика поставляет своему северному соседу, - автомобили и компьютеры, поэтому 25-процентный тариф особенно навредит этим секторам. По оценкам экономистов, Мексику может ожидать сокращение ВВП на 2%.