Запасов газа в Приднестровье для бытовых нужд хватит на 24 дня. Об этом заявил первый зампред правительства, министр экономического развития республики Сергей Оболоник. Лидер Приднестровья Вадим Красносельский заявил, что у региона нет долга за газ, так как это была «гуманитарно-техническая помощь» со стороны России. А все долги относятся к Молдове. Приднестровье находится в состоянии энергетического и гуманитарного кризиса. Жители непризнанной республики с начала года сидят без газа, отопления, частично без света и воды. Эксперты говорят о нескольких путях выхода из кризиса.
Приднестровье, по заявлению местных властей, зарезервировало 13 млн кубов газа, и это позволит почти месяц снабжать разные соцучреждения и важные для жизни объекты. В то же время простым гражданам республики электроэнергия подается по четыре часа два раза в день, воды и отопления местами нет вообще. Организованы полевые кухни, открыты пункты обогрева.
Началось все 1 января, когда «Газпром» перекрыл поставки российского газа в Молдавию, после отказа Киева продлить соглашение о транзите газа через территорию Украины. В тот же день ключевая электростанция региона, Молдавская ГРЭС, расположенная в Приднестровье — прекратила подачу электричества Молдавии. Как отметила молдавская сторона, контракт с ГРЭС не продлевали, так как у Приднестровья не было уверенности в наличии газа для производства электроэнергии. Газ, как и предполагалось, с 1 января поступать перестал, и Молдавская ГРЭС прекратила работу. Потеря эта критическая — станция была гораздо мощнее, чем пять остальных в республике, и обеспечивала до 80% потребностей Молдавии в электроэнергии. Рубильник, таким образом, уже «дернут», и это создает риски для возможных силовых мер со стороны Молдавии и Украины, которую станция тоже частично снабжала. Например, горячие головы в украинских СМИ говорят о возможном захвате станции, что стало бы уже серьезным военным обострением. Однако больше всех страдает в этой ситуации именно Приднестровье, которое оказалось в самом серьезном кризисе, говорит местный журналист, политолог Андрей Сафонов:
Андрей Сафонов приднестровский журналист, политолог «Самая тяжелая проблема, которая есть в Приднестровье — это возможность полной остановки всякого промышленного производства. Один только Молдавский металлургический завод в Рыбнице, в этом же городе Рыбницкий цементный комбинат, наконец, Молдавская ГРЭС, которая работала давным-давно уже на газе. Поэтому, как ни крути, вопрос в газе, и только в газе. Продукты в магазинах есть. Об этом позаботились сразу, и до сих пор сохраняются и поставки извне, и то, что производится внутри Приднестровья. Лекарств, как было сообщено официально, может хватить на полгода. Конечно, кирпичные котельцовые дома легче сохранят тепло. Ну, а что касается частного сектора, там полностью была прекращена подача газа. Мы по праву гордимся тем, что начиная с девяностых годов была запущена масштабнейшая программа газификации, в результате чего 97% домовладений обеспечены газом. И теперь во многих частного сектора людям приходится переделывать печи на дровяные. Это, конечно, очень сильно морально бьет по людям».
Тирасполь, Кишинев и Москва пока обвиняют в энергокризисе друг друга. Глава Приднестровья утверждает, что причиной стал отказ Молдавии платить по долгам на 709 млн долларов. Речь о контракте между «Газпромом» и Молдовагазом от 2021 года, который предусматривал выплату Кишиневом долга за поставки в прошлые годы. В ноябре премьер-министр Молдавии Дорин Речан вдруг заявил, что Кишинев не будет выплачивать «Газпрому» «несуществующий» долг. «Газпрому» ничего не оставалось, как перекрыть поставки в Молдавию.
Кишинев, чтобы себя обеспечить, рассчитывает на поставки от партнеров, через Европейскую сеть операторов транспортных систем. Госпредприятие Молдавии Еnergocom также заключило контракты с местными производителями энергии, которые используют солнечные панели и ветряные турбины. По плану же властей Приднестровья, ГРЭС можно перевести пока на уголь, его запасов хватит на 50 дней. Есть и другие опции, говорит главред аналитического онлайн журнала «Геоэнергетика инфо» Борис Марцинкевич:
Борис Марцинкевич главред аналитического онлайн журнала «Геоэнергетика инфо» «Молдавская ГРЭС — это 12 энергоблоков общей мощностью 2,5 гигаватт. Последние лет 15, наверное, уже работают только два газовых энергоблока, работали — мощностью 250 мегаватт каждый. Этого хватало для Приднестровья и для самой территории Молдавии. Кроме этого, в составе этой ГРЭС 8 угольных энергоблоков мощностью 200 мегаватт каждый, и два на мазуте. Соответственно, для того, чтобы решить то, что сейчас происходит, нужно вывести из состояния консервации угольные блоки. В октябре того года Приднестровье отчиталось о том, что аварийный запас угля доставлен. А вот то, что точно в Европе имеется в обильном количестве, это мазут. Какие схемы здесь могут быть использованы? Я напомню схему, по которой осуществляются поставки электроэнергии из Армении в Иран. Из Ирана приходит газ, никаких денежных расчетов нет. Если из одной единицы газа можно получить четыре единицы электроэнергии, три единицы уходят в оплату бартерную за поставки газа, и одна единица остается в распоряжении Армении. Кто мешает организовать ровно такую же схему с мазутом, с углем? Я не очень понимаю, только какие-то политические проблемы».
В целом же Тирасполю остается рассчитывать на помощь Москвы — которая окольными путями еще может доставить газ в непризнанную республику. В декабре ее глава говорил, что можно использовать «Турецкий поток» со стороны Молдавии. Пока, по оценкам экспертов, это под вопросом. Венгерская госкомпания MOL имеет на руках контракт с «Газпромом», по которому объем поставок из России в Венгрию составляет 8,5 млн кубометров газа. Половина этих поставок шла через газотранспортную систему Украины, половина — через «Турецкий поток».
Был дополнительный договор, подписанный прошлой осенью, по которому в случае прекращения поставок через Украину, весь объем для Венгрии пойдет по «Турецкому потоку». С 1 января так и случилось. 4 млрд кубометров годовой транзитной мощности трубопровода ушли в пользу Венгрии. Есть ли у «Турецкого потока» дополнительные емкости, чтобы через Болгарию и Румынию поставлять газ в Молдавию, а оттуда в Приднестровье — неизвестно. Надо смотреть договоры, однако они недоступны для посторонних глаз.