Как пилот-виртуоз из Дебальцево стал Героем Советского Союза
12 февраля 2025, 14:34
RT
В преддверии 80-й годовщины победы в Великой Отечественной войне RT рассказывает о Героях Советского Союза, их боевых заслугах и подвигах. Лётчик Николай Щербина — уроженец Донбасса, кавалер высших боевых наград СССР. На его счету более 160 успешных боевых вылетов, во время которых он демонстрировал незаурядное мастерство пилотирования, проявлял героизм и непреклонную решимость защищать Родину.
- © РИА Новости / pamyat-naroda.ru
Николай Щербина сражался с немецко-фашистскими захватчиками с первого до последнего дня войны. Он встретил июнь 1941-го 21-летним офицером 260-го бомбардировочного авиационного полка, затем служил в составе 514-го бомбардировочного авиационного полка (с 22 ноября 1942 года это 36-й гвардейский полк). Летал на пикирующем бомбардировщике Пе-2.
Под танковым огнём
Зимним днём 22 февраля 1943 года экипаж Щербины получил приказ обнаружить направление переброски немецких войск и техники. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 шёл на предельно малой высоте — всего 15 м над землёй. Именно эта высота позволяла оставаться для противника незамеченным до последнего момента, но она же делала самолёт более уязвимым для огня с земли.
Когда впереди показалась колонна немецкой бронетехники, стало ясно: самолёт на прицеле. Стволы танковых орудий врага развернулись. Один из снарядов достиг цели — прямое попадание в кабину. Взрывом разбило турель (пулемётную установку) и фонарь самолёта. Штурман получил тяжёлые ранения и контузию. Приборы вышли из строя, перебитая гидросистема шасси не работала, руль высоты не слушался. Все детали боя Щербина передавал в реальном времени в штаб по рации, докладывая едва ли не о каждом действии.
- © Минобороны России
Но Щербина не был бы блестящим пилотом, если бы не сумел спасти и экипаж, и собранные разведданные. Даже без помощи штурмана он сумел удержать повреждённую машину в воздухе, долететь до своего аэродрома и посадить самолёт на фюзеляж, уведя его от места стоянки других машин. Собранные в том полёте данные помогли нанести успешный удар по противнику.
Мастер воздушной разведки
К тому времени Щербина уже был мастером воздушной разведки. Он умел не только найти цель, но и уйти от превосходящих сил противника. 10 января 1942 года в районе Рамушево его одинокий Пе-2 атаковали сразу восемь немецких истребителей. Используя облачность и виртуозно маневрируя, Щербина не только ушёл от врага, но и помог своему экипажу сбить два немецких самолёта.
- Пикирующий бомбардировщик «Пе-2».
- РИА Новости
- © Анатолий Сергеев-Васильев
Он часто выходил и на свободную охоту — без прикрытия истребителей искал и атаковал цели противника. В конце 1942 года в составе звена из шести бомбардировщиков Щербина участвовал в налёте на станцию Россошь. Несмотря на плотный зенитный огонь, лётчики уничтожили 30 вагонов с военными грузами и разрушили железнодорожные пути. А когда на перехват поднялись два немецких истребителя Me-109, оба были сбиты советскими стрелками-радистами.
- © Минобороны России
У врага под носом
Последнее серьёзное испытание ждало лётчика в январе 1945-го. 12 января его самолёт был сбит немецкой зениткой над территорией Польши. После вынужденной посадки в тылу врага экипаж пять суток пробирался к линии фронта. Лётчикам удалось преодолеть все преграды и вернуться в свою часть. А уже через месяц, 23 февраля 1945 года, за проявленные мужество и героизм гвардии капитану Щербине было присвоено звание Героя Советского Союза.
- © Минобороны России
К концу войны на его счету было более 160 успешных боевых вылетов. Но и после победы Николай Щербина не расстался с авиацией. Он продолжил службу в военных округах, а в 1951 году стал командиром эскадрильи на венгерском аэродроме Текель, где обучал молодых лётчиков пилотированию дальнего бомбардировщика Ил-28.
В 1959 году подполковник Щербина ушёл в запас и переехал в Запорожье. Он умер в 1981 году и был похоронен в родном Дебальцево, его имя носит одна из улиц города.
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»