В Госдуме назвали вызовы, стоящие перед современными вузами

6 часов назад 2

Стратегия развития образования, разработкой которой Госдума занимается с экспертами и профильными министерствами, будет содержать аспекты подготовки специалистов для нужд реальной экономики, пространственного развитие страны и преемственности обучения. Об этом «Парламентской газете» 30 января сообщил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга после заседания рабочей группы по подготовке и проведению в расширенном формате «правительственного часа» по вопросу разработки Стратегии развития образования. Подробности — в нашем материале.

В Госдуме назвали вызовы, стоящие перед современными вузами

© Парламентская газета

От экономики до демографии

- Александр Георгиевич, чему было посвящено состоявшееся заседание?

- Я как представитель профильного комитета могу говорить лишь за свою сферу высшего образования. На этой встрече присутствовали министр просвещения, министр науки и высшего образования. И в преддверии правительственного часа обсуждалась стратегия образования. Какие в ней должны быть основные составляющие, какие вызовы стоят сегодня перед нашим высшим образованием, какая вообще у него ключевая задача. В части последнего все сошлись во мнении, что это подготовка грамотного высококвалифицированного специалиста, который обладает необходимыми навыками и фундаментальной теоретической и практической подготовки. Ну и каким-то образом нужно все это увязать с потребностями экономики и социальной сферы.

- Вы упомянули, что одной из тем для обсуждения стали вызовы, стоящие перед российской системой высшего образования. Что это за вызовы?

- Основное сейчас — это соответствие высшего образования запросам реального сектора экономики и социальной сферы, качество высшего образования, демографические вопросы, которые в целом важны для страны и, конечно, оказывают влияние на образовательные процессы. Это также санкционное давление и технологическое лидерство — и то, какую роль высшее образование должно сыграть в его достижении.

Еще одна нетривиальная проблема — масштабы нашей страны. И как с их учетом увязывать развитие образование с концепцией пространственного развития. Пока ясно одно — нужно увеличивать поддержку регионов. Мы уже сейчас видим, что 70 процентов контрольных цифр приема в высшие учебные заведения отдается туда. При этом уже существующих мер поддержки не хватает, так что этот вектор нужно продолжать.

Ну и, конечно, должна быть преемственность образования, связь на всех уровнях: от школ через СПО до вузов.

Что будет с гуманитариями?

- Верно ли, что упор в стратегии развития образования будет сделан на подготовку инженерных и «цифровых» специалистов?

- Такие вопросы тоже задавались. Понятно, что акцент сегодня делается на инженерно-технические специальности, прорывные разработки, подготовку ученых — а вот что у нас будет с гуманитариями? Пока четкого ответа нет — ясно лишь, что будущая стратегия должна каким-то образом гармонично объединить обе эти сферы, чтобы ни одна из них не оказалась в приоритете за счет другой.

- Каких результатов депутатских корпус ждет от самого правительственного часа, который должен состояться 11 февраля?

- Первое, я думаю, что коллеги все же представят полноценное содержание стратегии, потому что текста ее мы пока не видели, хоть он и находится в активной разработке. Ну и второе — хотелось бы услышать мнение экспертов. Кто именно будет присутствовать, пока не известно, но, на мой взгляд, должны быть приглашены и представители вузовского сообщества — в частности, ректоры университетов — и работодатели. Тут важно понимать, что на прошедшей встрече скорее депутаты задавали вопросы, а представители профильных министерств на них отвечали. Непосредственно на правительственном часе, надеюсь, будет обратная ситуация — уже мы заслушаем предложения, спросим экспертное сообщество и будем работать над конкретными инструментами, которые помогут нам в реализации заявленных целей.

Прочитать статью целиком