В 2024 году на рынок облигаций Мосбиржи вышло рекордное количество новых эмитентов — 75, несмотря на конъюнктуру высоких ставок, рассказал «Ведомостям» директор по развитию первичного рынка облигаций площадки Дмитрий Таскин.
На 26 декабря дебютанты разместили 147 выпусков на 218 млрд рублей. Для сравнения: годом ранее, когда средняя по периоду ключевая ставка составляла 9,9% годовых, на биржу вышли 55 новых эмитентов с суммой выпусков 195 млрд рублей. В 2022-м при средней ключевой ставке 10,6% с облигациями дебютировала 31 компания, сумма выпусков достигла 168 млрд рублей. В течение 2024 года ключевая ставка выросла с 16 до 21%. В этом году дебютанты в основном размещали облигации с плавающей ставкой — на них пришлось 73% общего объема выпусков.
Рекордный результат зафиксирован благодаря ряду факторов, объясняет Дмитрий Таскин. Во-первых, в 2024 году сильно изменились условия кредитования в банках. Они стали ужесточать процедуры по выдаче займов и жестче оценивать финансовое положение компаний на фоне повышения регуляторных требований ЦБ, уточняет начальник управления по работе с эмитентами малой и средней капитализации Совкомбанка Денис Зибарев. В ноябре регулятор объявил, что с 1 февраля 2025 года антициклическая надбавка к нормативам достаточности капитала будет установлена на уровне 0,25% от активов, взвешенных по риску, а с 1 июля вырастет до 0,5%.
Во-вторых, власти значительно сократили поддержку бизнеса по программам льготного кредитования. В результате компаниям стало выгоднее и быстрее привлекать финансирование на бирже, продолжает Дмитрий Таскин. По сравнению с кредитами облигации обладают несколькими преимуществами. Бонды дают возможность привлекать беззалоговое финансирование и гибко определять условия и параметры займов в зависимости от потребностей бизнеса.
Помимо этого, для бизнеса выход на биржу с облигациями — это первый шаг в стратегии построения публичной истории для IPO, добавил Дмитрий Таскин. Десять из 13 первичных размещений акций на Мосбирже в 2024 году провели компании, которые ранее выходили на биржу с облигациями. Некоторые компании, в первую очередь из сегмента b2c (business-to-consumer, «бизнес для потребителя»), также выпускают бонды для дополнительного маркетингового продвижения.
Общее число эмитентов на облигационном рынке Мосбиржи в этом году достигло 438. Более 90% от совокупного объема размещений дебютантов пришлось на пять секторов — финансы, торговлю, производство, лизинг и IT, перечисляет Дмитрий Таскин. Крупнейший выпуск на 122 млрд рублей был размещен для финансирования проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, эмитентом выступило созданное под эти цели ООО «Специализированное финансовое общество ВСМ инвест — первый».
Объемы остальных выпусков варьировались от 60 млн до 10 млрд рублей, рассказал Дмитрий Таскин. Крупные заемщики с рейтингами инвестиционной категории AАА-A (надежность от умеренно высокой до максимальной. — FM) обеспечили 94% совокупного объема эмиссий, но в общем числе дебютантов оказались в меньшинстве. 53 из 75 новых эмитентов разместились в сегменте высокодоходных облигаций (ВДО) с рейтингом не выше BBB+ или без рейтинга, 32 из них — малый и средний бизнес.