Бюджет в 2025 году ждет от нефтяников очередного рекорда

2 часов назад 7

По итогам прошлого доходы бюджета только с добычи нефти составили 12,16 трлн руб., превысив почти на 30% показатели прошлого года. Часть средств (3,66 млрд руб.) вернулась в отрасль в виде компенсации компаниям из казны за инвестиции в отрасль, отправку сырья на переработку и поставки готового топлива на внутренний рынок (демпфер). Но даже с учетом этого в прошлом году нефтянка поставила абсолютный рекорд по налоговым выплатам в казну.

Бюджет в 2025 году ждет от нефтяников очередного рекорда© Российская Газета

В этом году от нефтяников ждут очередного максимума. Это может звучать странно на фоне заявлений, что доля нефтегазовых доходов в бюджете будет снижаться. В 2025 году от нефти и газа в совокупности ждут прихода 10,9 трлн руб. (после всех вычетов), а в 2024 году доходы от них составили 11,13 трлн руб. Но с 1 января отменен дополнительный сбор к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для "Газпрома" (50 млрд руб. ежемесячно). То есть с газа бюджет получит на 600 млрд руб. меньше, а сама добыча газа и его экспорт могут просесть. Транзит через Украину с января перекрыт, а это минус 15-16 млрд кубометров газа в год. В 2024 году поступления из газовой отрасли составили 1,49 трлн руб., в этом - едва ли превысят 900 млрд руб., даже с учетом выхода на полную мощность газопровода "Сила Сибири" в Китай.

Компенсировать эти потери (если их рассчитывать в макроэкономических условиях 2024 года, то это минимум 370 млрд руб.) придется нашей нефтяной отрасли, против которой в январе были введены дополнительные, весьма масштабные санкции США. Впрочем, для нефтяников эта не самая большая сумма и задел для увеличения налоговых поступлений из отрасли есть. Другое дело, что налоговое давление на нее и так уже находится на пределе.

Высокие цены на нефть и рост объемов добычи могут компенсировать выпадающие доходы российского бюджета

По словам руководителя практики по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Kept Максима Малкова, налоговая нагрузка нефтегазодобывающих компаний и так на высоком уровне (по некоторым оценкам, более 75%), так что этот ресурс, скорее всего, можно считать исчерпанным. Рост объемов добычи ограничен обязательствами в рамках ОПЕК+, но вот высокие цены на нефть и СПГ, которые мы видим сегодня, внесут значительный вклад в формирование нефтегазовых доходов бюджета.

В бюджет заложены цены нашей нефти около 70 долл. за баррель. При мировых котировках североморского сорта Brent выше 80 долл. цены на нашу нефть, скорее всего, будут превышать необходимый для бюджета уровень. Правда, мало кто ждет, что мировые котировки останутся на высоком уровне надолго. А при ценах Brent ближе к 70 долл. за баррель нам придется либо выискивать дополнительные резервы сборов, увеличивать добычу, либо бороться за сильное сокращение скидки на нашу нефть.

К концу прошлого года дисконт на нашу нефть Urals, цена которой использовалась для расчета налогов, к Brent составлял около 12-13 долл. Но с этого года методика определения цены российской нефти для налогообложения меняется. Кроме Urals в корзине будет учитываться более дорогой сорт - ESPO. Он экспортируется из порта Козьмино на Дальнем Востоке и поставляется в Китай по нефтепроводу. Цена Urals будет считаться с коэффициентом 0,78, ESPO - 0,22. Плюс доставка. Естественно, это увеличит цену для расчета налогов. Нефтяникам придется платить больше.

Как замечает Малков, в ноябре-декабре 2024 года ESPO торговался на азиатских рынках с премией к эталонному для Азии сорту Dubai - впервые после 2022 года. Это небольшая премия, она может переходить в дисконт и обратно, но сам факт весьма символичен и подчеркивает важность российского сорта для азиатского рынка, особенно для китайских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Пока на рынке сохраняется напряженность, высокие цены на нефть могут отчасти или даже во многом компенсировать выпадающие объемы доходов бюджета.

Более сдержанную оценку дает руководитель проектов компании "Имплемента" Евгения Попова. ESPO действительно торгуется с небольшой премией относительно Urals. В 2024 году в среднем она составила около 3-4 долл. за баррель. С учетом обновленной методики расчета цены российской нефти для начисления налогов вряд ли это окажет значительное воздействие на итоговый показатель - повышение стоимости нашей нефти составит до 1 долл. за баррель в среднем, считает она.

Кроме того, вероятно также в бюджете все же предусматривается, что Россия постепенно начнет наращивать добычу нефти (именно с ее объемов платятся налоги из отрасли) в рамках сделки ОПЕК+, что также должно привести к увеличению поступлений в казну. Здесь дополнительным плюсом для бюджета может стать дальнейшее ослабление рубля, если оно продолжится.

Как отмечает эксперт по энергетике Кирилл Родионов, в первом квартале из-за усиления давления на российскую экономику торговый баланс РФ может стать нулевым или близким к нулевому, а рубль может ослабеть до 120-130 руб. за долл. Это будет хеджирующим (страхующим) фактором для нефтегазовых доходов бюджета. Нефтяники экспортируют нефть за иностранную валюту, налоги платятся в рублях, но рассчитываются с использованием цены нефти в долларах в пересчете на российские рубли.

По словам Поповой, возможность компенсации выпадающих доходов бюджета будет зависеть от цены нашей нефти в портах Приморск и Новороссийск, и в меньшей степени от цены в порту Козьмино в сочетании с курсом валютной пары "рубль - доллар". Рекордные доходы 2024 года во многом были сформированы на фоне высоких цен на нефть и девальвированного рубля.

Но есть еще новые санкции США. На прошлой неделе минфин США внес в санкционный список "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть", "Совкомфлот", а также более тридцати российских нефтесервисных компаний и 183 танкера, которые, по мнению США, являются частью теневого флота или принадлежат российским компаниям. Ограничения коснулись и ряда зарубежных трейдеров, которые поставляют российскую нефть. Санкции против "Газпром нефти" и "Сургутнефтегаза" также ввела Великобритания. Кроме того, в санкционном списке оказался среднетоннажный завод "Газпрома" по сжижению природного газа на побережье Балтики.

По словам директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал" Владимира Брагина, в результате этих санкций в среднесрочном периоде возрастут расходы на логистику компаний, экспортирующих российскую нефть, а внешнеторговые расчеты еще более усложнятся. Поэтому дисконт российской нефти к Brent может даже возрасти. Это отразится в сокращении российского экспорта и, соответственно, притока валюты в страну, считает он.

Как отмечает Малков, санкции однозначно окажут негативное влияние на объем доходов бюджета от нефтегазовой отрасли. Как быстро смогут российские компании найти выход из сложившейся ситуации - сейчас многие танкеры находятся в море и их не принимают - неизвестно. Понятно, что выход будет найден, вопрос сроков.

При этом в случае высоких цен на нефть правительство предусмотрело возможность введения экспортной пошлины для изъятия дополнительных доходов компаний, превышающих пороговые значения, уточняет Попова. Но для действия этой меры есть исключения - новые месторождения и месторождения, облагаемые налогом на дополнительный доход (НДД), который выплачивается по результатам финансовой деятельности компаний.

По мнению Поповой, ключевыми налогами для нефтегазовой отрасли остаются НДПИ и налог на прибыль. Увеличение поступлений будет обеспечено общим повышением налога на прибыль с 1 января 2025 года. Для "Транснефти" налог на прибыль повышен до 40% (будет действовать шесть лет), как и для месторождения Филановского в Каспийском море (разрабатывает "Лукойл"), для остальных компаний до 25%.

Здесь, правда, стоит учитывать, что налог на прибыль нефтегазовых компаний не считается в доходах бюджета поступлением из отрасли, он учитывается как "ненефтегазовые доходы".

Прочитать статью целиком