Борьба России и США за Арктику: чья возьмет?

7 часов назад 8

Недавнее заявление Трампа о контроле над Гренландией свидетельствует об обострившихся притязаниях ведущих держав мира на Арктику. У России в арктическом регионе главенствующее положение. Протяженность нашего арктического побережья почти 23 тысячи километров. Но главное не только владеть, но и эффективно развивать северные земли.

 чья возьмет?© Парламентская газета

О том, как превратить российский Север в территорию новых возможностей для тех, кто приезжает сюда жить и трудиться, в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

- Как вы оцениваете возможность экспансии США в Арктике в свете заявлений Трампа о Гренландии?​

- Трамп известен своими громкими высказываниями, граничащими с популизмом и даже​ со здравым смыслом.​ Но в то же время не будем​ забывать, что он уже многократно демонстрировал последовательность действий и решений. ​ Поэтому не стоит рассматривать риторику Трампа всего лишь как безобидную шутку.

Очевидно, что растущие геополитические интересы в Арктике сегодня демонстрируют многие страны, поскольку этот регион открывает новые возможности для добычи ресурсов и осуществления морских перевозок. ​ У США серьезные опасения вызывает Северный морской путь, так успешно развиваемый Российской Федерацией. Стоит также заметить, что первые шаги, подтверждающие амбиции Штатов в арктических территориях, были сделаны еще при Байдене. США в одностороннем порядке, без соблюдения норм международного права​ расширили свои арктические территории, которые находятся на шельфе (за пределами 200-мильной зоны особых экономических интересов). В этом вопросе Трамп просто последовательно продолжает политику своего предшественника.​

Поэтому в ближайшие годы Арктика​ вполне реально может стать ареной противостояния между Россией и ее союзниками и противниками Севморпути во главе с Вашингтоном.

- Каковы перспективы Севморпути как международной артерии перевозок?

- Северный морской путь — уникальный транспортный коридор, позволяющий почти вдвое сократить время в пути до стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В качестве международной артерии грузоперевозок его преимущество бесспорно. При этом Севморпуть крайне важен и для развития арктических регионов нашей страны.

О востребованности Северного морского пути с точки зрения транзитных рейсов говорит возрастающий с каждым годом объем перевозимых по арктическим водам грузов.

За 2024 год грузопоток Севморпути составил 37,9 миллиона тонн, превысив предыдущий рекордный результат более чем на 1,6 миллиона тонн. В 2024 году было совершено рекордное количество транзитных рейсов — 92, поставлен рекорд по транзитным грузам — более трех миллионов тонн, что почти в полтора раза больше, чем в 2023 году.

- Проблема лишь в том, что этот важный коридор не может быть открыт круглогодично?

- В перспективе круглогодичная навигация — это решаемая задача при наличии инвестиций и технологий.

Россия уже сегодня активно развивает свой ледокольный, в том числе атомный, флот. Развитие портов и логистических центров вдоль берегов Арктики поможет улучшить обработку грузов и ускорить транзит. Это включает в себя строительство новых портов, модернизацию существующих и создание складских помещений. Также для эффективного функционирования Севморпути требуется развитие партнерства с зарубежными дружественными странами, прежде всего с Китаем и Индией. Одна из важнейших здесь точек взаимодействия — обеспечение загрузки коммерческого флота и возможность приема этих судов в международных портах стран-партнеров.Для такой масштабной работы понадобятся сотни квалифицированных кадров и рабочих рук.

- Где их взять?

- Это вы верно заметили — сейчас этот вопрос как никогда актуален для нашей страны. По оценке Банка России, обеспеченность кадрами российских компаний достигла минимума с 1998 года. Это в целом по стране, а на Дальнем Востоке и Арктике дефицит рабочей силы в условиях планируемой реализации масштабных инвестиционных проектов приобретает еще большую остроту. Ведь из-за тяжелых условий труда, низких зарплат и недостатка социальной поддержки государства отток населения из арктических территорий продолжается.

Поэтому в ближайшее время необходимо найти эффективные решения вопроса нехватки рабочей силы, способной развивать наши регионы. Предложения по решению этой проблемы звучали на Восточном экономическом форуме. Они также нашли отклик в мероприятиях комитета, которые прошли в Госдуме

- Что это за предложения и каково отношение к ним в Правительстве?

- Осваивать Арктику — дело молодых. А значит, для молодых людей, желающих здесь работать, государством должны быть предоставлены преференции в области образования, получения жилья и другие меры социальной поддержки. Необходимо начать осуществление образовательного мегапроекта единого консорциума вузов и субъектов предпринимательства для комплексной подготовки квалифицированных специалистов для работ в арктической зоне.

Для привлечения молодежи в арктический регион следует увеличить количество целевых мест в вузах по необходимым специальностям с последующим трудоустройством, а также повышение стипендий и грантовых выплат.

Также нужна программа предоставления субсидий предприятиям Дальнего Востока и Арктики, участвующим в процессе образования и трудоустройства специалистов.

Приходится констатировать, что население материковой части нашей страны очень слабо информировано о жизни в арктических регионах, и это необходимо исправить. На парламентских слушаниях в Госдуме, посвященных привлечению кадров в северные и дальневосточные регионы, были выдвинуты предложения о введении в школах предмета «Родиноведение», проведении мероприятий по информированию граждан о прогрессивности регионов, целесообразности переезда и мерах государственной поддержки, оказываемой специалистам, сделавшим выбор в пользу работы на территории Дальнего Востока и Арктики.​

По многим вопросам уже достигнуто понимание с Правительством. Теперь предстоит приступить к реализации этих проектов. Конечная цель этой работы — обеспечить уникальность регионов Дальнего Востока и Арктики, чтобы условия жизни там качественно отличались от России в целом и привлекали население со всей страны в эти территории как регионы новых возможностей.

- Какие приоритетные законодательные инициативы будут рассмотрены комитетом в весеннюю сессию ?

- Сейчас в нашем законопроектном портфеле находятся семь проектов федеральных законов. Они затрагивают все сферы нашей законопроектной деятельности.

Но особое место занимает в нем правительственный законопроект по созданию международных территорий опережающего развития — нового уникального режима для привлечения инвесторов и технологий из дружественных стран и создания благоприятных условий для реализации технологичных проектов с иностранными партнерами.

Наша задача совместно с профильным министерством завершить к намеченному сроку (апрелю 2025 года) работу по созданию законодательных основ для международных ТОР, чтобы этот режим стал по-настоящему выгодным и привлекательным для партнеров.

Также мы ждем официального внесения в Государственную Думу уже разработанного правительственного законопроекта, предусматривающего внесение в законодательство изменений в части установления дополнительной гарантии для участников специальной военной операции в виде запрета на прекращение договора безвозмездного пользования земельными участками, полученными в рамках программ «Дальневосточный гектар» или «Гектар в Арктике». 

В соответствии с поручением президента Дальний Восток и Арктика — наш национальный приоритет, поэтому на основе анализа правоприменительной практики совместно с нашим профильным министерством мы будем продолжать работу по внесению изменений в законы о господдержке арктической зоны, о территориях опережающего развития, о свободном порте Владивосток, а также о дальневосточном и арктическом гектаре.

Прочитать статью целиком