Бовт: Мы видим зашоренность «глобалистских элит», которые слушают только себя

2 часов назад 8

На горнолыжном курорте в Швейцарии в Давосе с 20 по 24 января проходит уже 55-й Всемирный экономический форум (ВЭФ). Организаторы снова не пригласили делегацию России и даже прессу российскую не аккредитовали.

 Мы видим зашоренность "глобалистских элит", которые слушают только себя© Российская Газета

Впервые в этом мероприятии, ассоциирующемся с глобализмом, принял участие еще СССР: в 1986 году по телемосту к ВЭФ обратился председатель Совмина СССР Николай Рыжков, рассказав о начавшихся в СССР реформах, направленных в том числе на налаживание сотрудничества с Западом. Регулярное участие представителей РФ ведет историю уже с 1992 года. Но теперь "праздник глобализма" из Москвы видится иначе. По словам посла РФ в Швейцарии Сергея Гармонина, подобные форумы "имеют свойство оборачиваться пшиком". А Россия продолжит решать внешнеполитические задачи в тех форматах, которые имеют перспективы, например, в рамках БРИКС.

Главными рисками на 2025 год эксперты ВЭФ считают вооруженные конфликты и протекционизм

Подсчитали, что богатства съехавшихся в Давос миллиардеров потянут на 124 млрд долларов. Главной темой ВЭФ заявлена "Сотрудничество во имя интеллектуального века". Темы, как выражаются, "панельных дискуссий", в которых примут участие около 3 тыс. гостей ВЭФ, охватывают множество действительно актуальных мировых проблем - от нарастания долгового бремени до экологии, - которые за пять дней не решить, но можно "перетереть" в блистательном антураже и разъехаться по делам.

В исследовании ВЭФ главным глобальным риском в 2025 году названы вооруженные межгосударственные конфликты и нарастание протекционистских настроений. Но как можно хотя бы обсуждать "главный риск" без участия России (делегация во главе с Зеленским ожидается) - вопрос интересный, но риторический. Решения никто и не ожидает, а "виновный" уже назначен. "Рост геополитической напряженности, раскол мирового доверия и климатический кризис напрягают мировую систему как никогда прежде", - заявляет управляющий директор ВЭФ Мирек Душек, добавляя, что "в мире, раздираемом углубляющимися разногласиями и стремительно нарастающими рисками, у мировых лидеров есть выбор: укреплять сотрудничество... или столкнуться с усугубляющейся нестабильностью". Не видя противоречия в том, что представители России, вовлеченной в самый крупный военный конфликт в Европе после Второй мировой войны, не могут отреагировать на призыв "укреплять сотрудничество", чтобы попробовать сгладить упомянутые разногласия.

На втором месте среди рисков в опросе ВЭФ оказалась "опасность экстремальных погодных явлений". На фоне апокалиптических калифорнийских пожаров звучит актуально. Но пора признать, что рецепты, прописанные Парижским соглашением по климату 2015 года, прежде всего в части сокращения выбросов парниковых газов, не работают, как они прописаны в согласованном графике. И цель соглашения - удержать рост глобальной средней температуры "намного ниже" 2 C и "приложить усилия" для ограничения роста температуры в пределах 1,5 C - на сегодня не выглядит достижимой. И опять никто не посмеет поставить вопрос о том, что, по крайней мере, по этому вопросу стоило бы возобновить контакты с Россией, которая является не только одним из крупных (но не самым) источников выбросов парниковых газов, но и обладает одними из величайших "легких планеты" - лесами, которые помогают выбросы нейтрализовывать.

То, что еще вчера считалось "фейками", сегодня уже допустимо и становится частью мейнстрима

Также среди вызывающих беспокойство "рисков" названо распространение дезинформации. Но и тут важно перво-наперво определиться с дефинициями. Что такое дезинформация? Где кончается она и начинается политическая цензура, которую стыдливо как раз и называют "борьбой с дезинформацией"? По сравнению с прошлым годом Марк Цукерберг, чьей корпорации Meta (объявлена экстремистской в РФ и запрещена) принадлежит Facebook и другие платформы соцсетей, недавно объявил о смене внутренней политики своих платформ по модерации контента, фактчекингу и настройке алгоритмов чуть ли не на 180 градусов. И соответственно, то, что вчера (в 2024 году) считалось "фейками" (например, политика фильтрации критики вакцинации в пору пандемии), сегодня уже допустимо и становится частью мейнстрима. Как то, например, разрешение резко критиковать гомосексуальные отношения. На фоне массового отказа в том числе крупнейших американских корпораций от политики DEI (разнообразия, равенства, инклюзивности). А все потому, что общественные настроения на Западе, начиная с США, качнулись вправо, а президентом Америки стал правый популист Дональд Трамп.

Так что, получается, политика "борьбы с дезинформацией" колеблется вместе с линией партии. Республиканской. А "фейками", достойными нещадной блокировки, теперь призвано считать значительную часть информации, которая исходит от Москвы.

Аналогичным образом такие заявленные глобальные риски, как растущее неравенство, социальная поляризация и кибершпионаж, тоже могли бы получить более разностороннее обсуждение. Одним из важных факторов при решении этих проблем тоже могло стать укрепление кооперации стран (в том числе Глобального Запада и Глобального Юга), достижение всемирных договоренностей по правилам регулирования интернета. Но мы видим фрагментацию интернета на национальные, региональные и блоковые сегменты с возведением все более непреодолимых "стен", видим новые проявления неоколониализма - технологические, санкционные, торговые. И видим зашоренность как бы "глобалистских элит" (на деле элит коллективного Запада), которые готовы слушать только себя и верить только собственным аргументам на сеансах коллективного самовнушения на тему о том, что они все еще способны управлять этим все более безумным миром.

Прочитать статью целиком