Инвесторы из Беларуси вкладывают средства в строительство новых портов в Мурманской области и Приморье. С одной стороны, это на руку России - благодаря этим проектам в перспективе увеличится грузопоток по Северному морскому пути. С другой - Беларусь в условиях санкций получает возможность увеличивать экспорт своих товаров, отмечают эксперты.
Первый белорусский порт будет построен в Мурманской области уже к 2028 году, рассказали "Российской газете" в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
"Уже выполнены предпроектные работы. Сейчас прорабатывается вопрос получения технических условий для железнодорожных перевозок. Порт будет обрабатывать порядка 30 млн тонн грузов в год, 20-25% из них планируется отправлять на экспорт по Северному морскому пути", - отметили в корпорации, добавив, что этот проект привлечет в регион крупные инвестиции.
В Приморье же только выбирают площадку для размещения глубоководного порта мощностью 60 млн тонн в год. В проекте также будут белорусские инвестиции.
По данным корпорации развития региона, уже заключен договор на исследовательские работы, которые завершатся в начале 2025 года. Ожидается, что порт сможет принять около 60 млн тонн грузов в год, что позволит обрабатывать 1,25 млн 20-футовых контейнеров, 23 млн тонн зерна и 22 млн тонн генеральных грузов - нефтепродуктов и других.
Как отметили в КРДВ, эти проекты стимулируют развитие Северного морского пути за счет увеличения грузооборота, и способствуют безопасности поставок грузов Беларуси на фоне потенциальных ограничений прохода через Средиземное море, Балтийское море и датские проливы.
Доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев напоминает, что еще в марте 2023 года обсуждалась возможность передачи белорусским властям или компаниям для реализации крупных инвестиционных проектов имеющегося терминала в порту Бронка под Санкт-Петербургом, также совместно ведется строительство и развитие терминала в городе Ломоносов.
Как отмечает Тимофеев, благодаря этой инфраструктуре Беларусь планирует экспортировать удобрения, нефтепродукты, контейнерные грузы. Интерес Беларуси к строительству совместно с Россией новых портов в Арктике и на Дальнем Востоке связан с необходимостью создания новых логистических путей для экспорта товаров ввиду действия санкций, рассказывает старший научный сотрудник Лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Антонина Левашенко.
"Идея строительства белорусского порта в России не нова. Впервые о таком проекте заговорили в 2021 году, когда США ввели санкции против белорусских предприятий, включая крупнейшего производителя калийных минеральных удобрений "Беларуськалий". С тех пор санкционное давление на Беларусь только возрастало, и на данный момент весь белорусский экспорт безальтернативно осуществляется через Россию Соответственно, успешная реализация инфраструктурных проектов в России поможет Беларуси справиться с растущим экспортом отечественной продукции", - отмечает эксперт.