Аналитики поспорили о развитии Арктики

2 часов назад 8

Нефтегазовые арктические регионы обеспечивают почти 50% поступлений в бюджет РФ, но их сверхдоходы не направляются на развитие более бедных соседних северных областей, говорится в исследовании Аналитического центра Проектного офиса развития Арктики, которое есть в распоряжении "РГ". Эксперты же считают, что арктические регионы не обделены федеральным финансированием, поэтому сейчас нужно не увеличивать субсидии, а находить новые точки роста.

Аналитики поспорили о развитии Арктики

© Российская Газета

В 2013-2023 годах регионы АЗРФ в среднем обеспечивали 41% налоговых доходов федерального бюджета и 27% поступлений в консолидированный бюджет страны. Из них почти 83% налогов и сборов, поступивших в федеральный бюджет в 2023 году, приходится на нефтегазовые Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО) - 50,9% и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) - 32,01%, отмечается в исследовании. В ХМАО в основном добывается нефть, в ЯНАО - газ. При этом часть ХМАО включили в арктическую зону только в марте 2024 года.

В исследовании говорится, что в 2023 году в ЯНАО на 1 рубль, зачисленный в местную казну, приходилось 6,2 рубля, отправленного в федеральный бюджет. В ХМАО государству уходило 7,1 рубля - самое высокое значение в стране, в Красноярском крае - 2,1, в Архангельской области -1,1, в Республике Карелия - 1,5, в Республике Саха (Якутия) - 1,8, в Республике Коми - 4,8, в Ненецком АО - 5 рублей. Самое плохое соотношение на Чукотке - на 1 рубль в региональный бюджет приходилось 0,4 рубля выплат в казну государства, а в Мурманской области - 0,8 рубля.

Арктический макрорегион, отмечают аналитики, донор доходов в бюджетной системе России. Но отдельного арктического федерального округа в России нет. С другой стороны, в стране есть структуры, которые отвечают конкретно за развитие Арктики (это и Минвостокразвития, и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики). Также принята Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года.

Генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин отмечает, несмотря на то что Арктика дает почти половину доходов в федеральный бюджет, проблема финансового и экономического разрыва между субъектами Арктической зоны не решена: субъекты имеют неравные возможности в развитии.

С подобной постановкой вопроса категорически не согласны эксперты. По словам главного экономиста Института экономики роста им. П.А. Столыпина Бориса Копейкина, в существующей системе межбюджетных отношений Арктику не обижают. Бюджетные расходы в расчете на жителя на Чукотке и Ямале в несколько раз выше, чем в Москве. И в реальном выражении заметно выше, даже несмотря на разницу в ценах. А в Мурманской области сравнимы с показателями Санкт-Петербурга и заметно выше, чем, например, в Иркутской области или Красноярском крае, где природные условия тоже не самые простые. Не следует забывать, что одна из важнейших целей недавно утвержденной Стратегии пространственного развития страны - сокращение межрегионального неравенства.

Доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов считает, что надо не разбрасывать "деньги с вертолета", а создавать условия для развития экономики северных регионов. Уже есть успешные примеры реализации ряда проектов, включая проекты в сфере ТЭК, в той же Мурманской области. И надо искать новые точки роста. Поддержка из федерального бюджета необходима прежде всего для выполнения социальных обязательств перед населением, но для роста экономики регионов нужны не прямые субсидии, а стимулирование привлечения бизнеса и населения в данные регионы, полагает он.

Как уточняет замначальника отдела аналитических исследований ИКСИ Вера Кононова, в Арктике действуют механизмы территориального развития (ТОР, ОЭЗ), арктическая ипотека под 2%. Но для ускорения развития региона большое значение имеет расширение возможностей для инвестиций бизнеса, включая предоставление доступного финансирования для промышленных инвесторов, а также механизмы компенсации расходов частных инвесторов на инфраструктуру.

Основная часть доходов Арктической зоны идет от нефтегазовых компаний. Это может показаться странным, учитывая, что нефть добывается не только в Арктике, и в 2023 году их совокупная (со всей страны) доля в бюджете России составила 28,3%, а арктические регионы принесли казне 34,1%.

Как поясняет руководитель проектов компании "Имплемента" Иван Тимонин, в структуре налоговых платежей крупных добывающих компаний основная доля приходится на так называемые "нефтегазовые налоги", в состав которых входят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на дополнительный доход (НДД) и экспортные пошлины. Но помимо этих статей нефтегазовые компании уплачивают и общеотраслевые налоги, такие как налог на прибыль, налог на имущество, а также НДС и страховые взносы. Эти платежи, хотя и поступают в бюджет от нефтегазовых компаний, не классифицируются именно как "нефтегазовые доходы" в рамках бюджетной структуры, поскольку относятся к универсальным налоговым обязательствам предприятий.

Но у большинства экспертов вызвала вопросы оценка среднего вклада Арктической зоны в бюджет РФ в период 2013-2023 годов. По их мнению, она сильно завышена. Причем, как замечает Андрианов, доля нефти в нефтегазовых доходах бюджета достигает 80%. Основная часть нефти у нас добывается за пределами Арктической зоны - к ней отнесены лишь два района главного нефтеносного региона страны, ХМАО, - Белозерский и Белоярский. Но основные добычные проекты расположены в других районах. А только лишь добыча газа никак не может обеспечить упомянутый в исследовании показатель, поясняет эксперт.

Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова, к.э.н. Ольга Лебединская отмечает, что с точки зрения социально-экономического состояния Арктика - очень противоречивый для изучения субъект России. "Если рассматривать арктические регионы в разрезе объема сбережений населения на душу населения, то каждый житель Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого АО имеет вклад в банке на сумму намного больше, чем в среднем по России и других регионах Арктики. Или другой пример: показатель "объем всех денежных и натуральных (в денежном эквиваленте) средств, которыми располагали домашние хозяйства для финансирования своих расходов и создания сбережений". Чукотский АО - 2,114 млн руб., Сахалинская область - 3,051 млн, в среднем по России - 1,607 млн", - рассказала она.

При этом она отметила, что для жителей арктических регионов также важна проблема качества жизни, которое существенно ниже общероссийских значений среди прочего в части низкого уровня доступности качественных социальных услуг и благоустроенного жилья, в том числе в местах традиционного проживания малочисленных народов.

Прочитать статью целиком