В России частным клиникам начнут присуждать звезды
"Сегодня это и так является главными требованиями для ведения медицинской частной деятельности", — прокомментировал идею создать методику оценки частных клиник депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов в разговоре с "Реальным временем". Соответствующее поручение озвучили на круглом столе Комитета Совфеда. Речь идет о некотором рейтинге, аналогичная сейчас действует в отношении гостиниц. Подробнее о преимуществах и недостатках инициативы — в материале "Реального времени".
Рост жалоб граждан на частные клиники
В конце прошлого года в ходе заседания Комитета Совфеда по регламенту и организации парламентской деятельности Роспотребнадзору, Росздравнадзору и ОПИ поручили создать методику оценки частных клиник. Инициатива связана с ростом жалоб россиян на организации, сообщают "Известия".
Так, в России за 9 месяцев 2024 года количество жалоб возросло на 15,5% до 13,8 тыс. Чаще всего они касались работы медперсонала.
Уточняется, что за третий квартал 2024 года Росздравнадзор провел 1,4 тыс. проверок, 12% из них — у частников. Практически каждая из них (93%) показала, что негосударственные клиники нарушают обязательные требования. Это допускают девять из десяти медицинских организаций, сказано в документе.
Методика оценки частных клиник станет рейтингом, аналогичный которому используется в отелях. Это могут быть как звезды, так и буквенные значения — А, В, С или другие ориентиры.
— Сейчас надзорные органы ограничены в своих действиях: например, из-за моратория на проверки регуляторы не могут наказывать нарушителей. Поэтому важно создать систему поощрения для клиник, которые не нарушают правил. Для корректной оценки нужна методика, которую мы сейчас и разрабатываем. В основе будет оценка соблюдения обязательных требований: наличие лицензии, раскрытие обязательной информации для потребителей, а также анализ показателей деятельности медицинского учреждения — это оборот, штатная численность и так далее, — рассказал "Известиям" глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов.
"Нельзя заменять обычные рыночные механизмы"
Идея ввести оценку частных клиник является малоперспективной, выразил свое мнение в разговоре с "Реальным временем" депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов:
Фаррахов также высказался о росте жалоб на частные клиники. По его словам, в государственных учреждениях ситуация не лучше. Что касается защиты прав потребителей, то нововведение ситуации не изменит — "закон итак всегда на стороне пациента".
— Все клиники итак получают лицензии. Соответственно, если государство выдало лицензию на медицинскую помощь, не приостановила документ и т.д., то как ранжировать клиники по звездам и буквенным значениям? По наличию специалистов более высокого уровня? По наличию оборудования? Кто и как это будет оценивать? — вопрошал депутат, — В общем, тут огромное количество вопросов.
Кроме того, идея чревата и коррупционными преступлениями — "риски здесь налицо".
— На мой взгляд, нельзя заменять обычные рыночные механизмы — это конкуренция, открытость и молва людей. Молва людей приводит в хорошие клиники. Присваивать звезды… У нас часто бывают случаи, когда люди не достойны этих звезд. На мой взгляд, получится очередная дискредитация идеи, — выразил опасения Фаррахов.
"Госорганы итак могут наказать бизнес"
Согласился с тем, что идея неоднозначна и другой эксперт "Реального времени" — генеральный директор "Клиники Нуриевых" Ильяс Нуриев. По его словам, необходимо, чтобы оценки частным клиникам ставили не государственные органы, а профессиональные ассоциации.
Еще одним аргументом в пользу участия общественных организаций в выставлении оценок является то, что в вопросах здоровья важно и мнение пациентов. Однако они не обладают необходимыми знаниями, продолжил собеседник "Реального времени". Зато нужные навыки есть у профессиональных сообществ.
— Сама по себе идея неплохая, но реализовывать ее должны не государственные, тем более не надзорные органы. Они итак могут наказать бизнес, — привел еще один аргумент Нуриев, — Этим должны заниматься именно ассоциации профессиональных сообществ — у нас такие есть. Кто кроме нас, частников, может по-настоящему оценить своих коллег и присвоить нужное количество звезд? Кстати, Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса нашей республики могла бы участвовать в этом проекте.
Директор клиники также выразил мнение, аналогичное точке зрения Фаррахова — критерии, которые хотят учитывать для оценки качества медицинских организаций, итак находятся в открытом доступе. Необходимо обратить внимание и на другие факторы:
выполнение клинических рекомендаций, протоколов лечения, отраслевых стандартов, которыми руководствуются все медицинские организации;сервисные показатели;дополнительные обязательства, которые взяла на себя частная клиника;скорость и качество устранения выявленных отклонений;отзывы пациентов, пациентских сообществ и сарафанное радио.
— При этом когда пациент недоволен клиникой, не факт, что он напишет негативный отзыв. Так и наоборот, негативный отзыв зачастую не отражает истинную картину. Нужно учитывать сарафанное радио, оно все-таки регулирует поток пациентов. К тому же, часто официальная статистика не покажет фактический уровень клиники. Здесь очень много субъективности, — уверен эксперт.